Лучшие сорта фарфора

Что такое фарфор. Основные виды фарфора.

Фарфор представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.

Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.

От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов — каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин — чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.

Виды фарфора

Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.

Основными видами являются:
• мягкий фарфор;
• твердый (высокотемпературный) фарфор;
• костяной фарфор.

Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)

Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.

Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.

Костяной фарфор

Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.

Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.

Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы – достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.

Мягкий фарфор

Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.

Читать также:  Хорошие сорта смородины красной

Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.

Фаянс или фарфор что лучше

Какая сантехника лучше: фаянсовая или фарфоровая?

Фаянс и фарфор – два вечных противника, поскольку оба материала используются для изготовления различного сантехнического оборудования: от раковин классической формы до изящных биде. Поэтому покупатель всегда стоит перед тяжелым выбором: что лучше?

Доверьте нашим сантехникам установку унитаза, биде или раковины. Сделаем качественно и быстро.

Прочный и неприхотливый фарфор

При изготовлении фарфора и фаянса используют белую глину в качестве основы, но отличие кроется в том, что в состав фарфора, помимо глины, входят кварц и шпат. Последние два составляющих наделяют материал теми качествами, за которые он так высоко ценится: плотность и прочность. Они гарантируют продолжительный эксплуатационный срок любому сантехническому оборудованию, выполненному из фарфора.

Материал не отличается пористостью, а уровень гигроскопичности низкий: благодаря этому раковины, унитазы и другие предметы из сантехнического фарфора не впитывают влагу и грязь, а вместе с этим легко поддаются очистке от загрязнений любого типа, в том числе и застарелых. Причина последнего кроется еще и в том, что фарфоровые изделия покрываются водостойкой глазурью.

Стоимость сантехнического оборудования – единственное, что нельзя назвать преимуществом данного материала, поскольку одно и то же изделие из фарфора и фаянса сильно различаются в стоимости.

Доступный и долговечный фаянс

Фаянс доступнее фарфора, поэтому большинство людей предпочитают обустроить свою ванную комнату изделиями из данного материала, нежели тратиться на дорогостоящий фарфор.

Данный материал обладает высокой пористостью, а уровень влагопоглощения составляет 10%, поэтому фаянсовая раковина будет постоянно впитывать плохие запахи и различные загрязнения, что приведет к необходимости частого ухода за изделием.

Санфаянс отличается продолжительным эксплуатационным сроком, который составляет 10-15, даже если учесть то, что он не настолько прочен, по сравнению с фарфором. Но понятие данного качества относительно, поскольку если изделия из фаянса и фарфора «встретятся» с тяжелым предметом, оба будут расколоты пополам.

Изделия из санфаянса изготавливаются в большом разнообразии дизайнов, цветов и форм, поэтому покупателю, желающему обустроить ванную комнату в определенном стиле или цветовом оформлении, стоит приглядеться к сантехническому оборудованию из фаянса.

Санфаянс признан экологически безопасным материалом – фарфор таким качеством не обладает, хоть его прочность и низкая пористость не позволяют скапливаться не только грязи и неприятным запахам, но также микробам и вредным микроорганизмам.

Раковины, ванны, унитазы и прочие изделия из фарфора и фаянса не имеют внешних отличий: оба материала имеют приятную глянцевую поверхность, а выяснить, из какого материала было выполнено изделие, можно либо из прилагаемого документа, либо у продавца. Разница может быть увидена лишь спустя несколько месяцев эксплуатации. И если у покупателя нет изначальной цели приобрести оборудование из фарфора, не стоит лишний раз переплачивать.

Фарфор – вид тонкой керамики, получаемый путем обжига мелкодисперсной смеси пластичной глины, каолина, полевого шпата, кварца.

Производство фарфора в России осуществляется на заводах: ОАО «Императорский фарфоровый завод» (г Санкт-Петербург), ЗАО «Богдановический фарфоровый завод» (Свердловская обл.),ОАО «Пролетарий» (Новгородская обл.), ЗАО «Фарфор Вербилок», ПК «Дулёвский фарфор» (Московская обл.), ЗАО «Кубаньфарфор» (г.

Краснодар), ЗАО «Конаковский фарфоровый завод» (Тверская обл.).

Заводы включают в себя следующие основные цеха: литейно-формовочный; подглазурной росписи; ручной росписи; окраски и упаковки; высокохудожественных изделий.

Технологический процесс состоит из более 80 операций. Основные стадии:

1. Подготовка сырья:

  • подготовка пластичных материалов (смешивание с водой и просеивание глины и каолина);
  • подготовка отощающих материалов (сортировка, освобождение от примесей, обжиг и помол кварца, полевого шпата, пегматита);
  • подготовка каменистых материалов (промывка, дробление, грубый помол, просеивание);
  • смешивание пластической массы, просеивание, обезвоживание;
  • вылеживание.

2. Формование изделий.

Фарфор и фаянс: различия и сходство

  • пластический;
  • метод литья;
  • полусухое прессование.

3. Сушка. В процессе выделяют две стадии:

  • предварительная (подвяливание в гипсовых формах);
  • окончательная (без гипсовых форм).

4. Обжиг. Большинство изделий подвергаются двукратному обжигу:

  • утельный обжиг (до глазурирования);
  • политой обжиг (после глазурирования).

Изделия с надглазурными декоративными элементами получают третий обжиг – муфельный.

5. Декорирование изделий: ручное, механизированное или комбинированное. Роспись бывает подглазурной и надглазурной.

Из фарфора производят высококачественную посуду, художественно-декоративные, санитарно-технические изделия, электро- и радиотехнические детали, коррозионностойкие аппараты для химического производства, низкочастотные изоляторы.

Фарфор – китайское изобретение, появившееся в 620 г. В Европе фарфор был получен саксонскими экспериментаторами Бёттгером и Чирнгаузом в 1708 г. Создателем российского фарфора в конце 1740-х годов стал Д.И. Виноградов.

Читать также:  Цуккини лучшие сорта

Чем отличается фарфор от фаянса?

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс.

Что лучше фарфор или фаянс

Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.

Отличия фарфора и фаянса

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C – 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид)

Фарфор в общепринятом понятии — материал белого цвета, гладкий, блестящий, прочный, правда от удара может быть хрупким. Наше знакомство с фарфором, как правило, начинается с посуды и предметов интерьера. Хотя по своему назначению он делится на три группы: хозяйственный и художественный, применяемый в посуде и предметах интерьера; химический, из которого делают изделия для лаборатории; электротехнический, используемый в оборудовании. И сегодня мы обсудим, какие существуют виды фарфора в посуде, отличительные качества и особенности их внешнего вида.

Классификация фарфора

Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из истории, то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.

К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий фаянс.

Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.

Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?

Твердый фарфор

Твердый фарфор можно просто назвать фарфор. Это тот материал, характеристики которого соответствуют понятию «фарфор». Что именно?

  • тонкий помол компонентов, создающий однородность материала;
  • обжиг при высоких температурах;
  • белый цвет разных оттенков, от молочно-теплого, до голубовато-холодного;
  • твердая структура и высокая прочность. При разрезании пищи ножом на фарфоровой поверхности не остается следа/царапины;
  • при постукивании деревянным предметом появляется мелодичный звон;
  • при незначительной толщине имеет способность пропускать свет, становясь полупрозрачным;
  • «не боится» перепадов температуры;
  • абсолютно гигиеничен.
Читать также:  Самые лучшие сорта фасоли

Самый большой недостаток материала – хрупкость от удара.

Характеристика внешнего вида фарфора может быть разной, если применяются низкие и высокие температуры обжига с нанесением глазури на поверхность. Причем от сложности рисунка глазурь может наноситься на изделие до шести раз. И столько же обжигов проходит предмет. Фарфор бывает:

  • Бисквитный — обожженный без глазури. Имеет шероховатую, матовую поверхность, которая со временем имеет свойство впитывать влагу. Используется в таком виде редко, иногда в дизайнерских изделиях для интерьера (большие вазы, статуи).
  • С твердой глазурью. Изделие имеет гладкую, блестящую поверхность. Для этого используется определенный состав глазури с примесью большого содержания кварца и других компонентов.
  • С глазурью, куда входит в большом количестве полевой шпат. Такие изделия отличаются молочно-матовой поверхностью.
  • С прозрачной глазурью. Самый простой рецепт, состоящий из большого количества извести и прочих ингредиентов.

Стоит отметить, что при производстве твердого фарфора идет тщательный контроль качества на всех этапах операций. Бракованная посуда после обжига иногда превышает порог в 20-25%. Поэтому цена на этот вид фарфора всегда достаточно высока.

Мягкий фарфор

Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:

Полевошпатный фарфор

В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.

Высокополевошпатный фарфор

Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и чайных сервизах, относится к категории — элитный.

Фриттовый фарфор

Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.

Костяной фарфор

В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.

Считается, что некоторые виды костяного фарфора не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.

И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.

Так как при больших температурах «выгорает» большинство красок, европейские производители часто используют для этих целей технологию деколь — бумажные «переводилки» с рисунками, сделанные специальными красками, в том числе содержащие драгоценные металлы.

Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.

Производители фарфоровой посуды

Если говорить о компаниях, которые производят настоящий фарфор, то, конечно, это европейские бренды, имеющие многовековые истории. Все они изготавливают разные виды фарфора, но некоторые работают только с твердым материалом.

Хочется отметить французское местечко Лимож, так как лиможский фарфор отличается особой белизной и твердость. Компания Haviland, расположенная в этом районе, производит изделия наивысшего класса и славится классическими дизайнами. Декорирование изделий этого бренда часто имеют инкрустации драгоценными металлами, от чего фарфор называют «президентским» или «королевским».

Немцы хорошо известны мейсенским фарфором. Отличается особым качеством Королевская фарфоровая мануфактура Берлин. Фабрика Розенталь имеет разные стилистические направления. В Чехии – фарфоровая мануфактура Богемии. Венгерская мануфактура – Herend (Херенд) известна не только качеством фарфора, но и своими необыкновенно художественными росписями, изящными формами и красочной палитрой цвета.

Источники:

http://momas.ru/articles/useful-information/osnovnye-vidy-farfora.html

http://stroyvolga.ru/%D1%84%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5/

Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector