Для чего выращивали в петровские времена картофель

Что ели на Руси до Петра I


• В качестве «горячего и жидкого» было подобие современной окрошки и конечно щи, варево, похлебки, уха и т.п.;
• Каши разные с маслом растительным;
• Мясо, дичь и рыбу различных видов обработки, яйца;
• Хлеб ржаной грубого помола, хлеб амарантовый, блины;
• Овощи почти все кроме паслёновых: листовые, тыквенные, бобовые, корнеплоды и клубнеплоды, луковичные и стеблевые;
• Фрукты: семечковые, косточковые и ягоды в огромном ассортименте;
• Молочные и кисломолочные продукты в огромном ассортименте;
• Соленья, варенья;
• Орехи, семечки, сухофруты в изобилии;
• Из напитков: сбитни, медовухи, квасы, настойки и отвары различных трав, Иван-чай.

• Сахар. Просто не было. Но в больших количествах употребляли мёд;
• Чай и кофе. Вместо них пили Иван-чай имеющий десятки народных названий;
• Много соли, т.к. она была дорогой и ее экономили;
• Помидоров и картошки;
• Супов и борщей. Мода на них появилась в XVII веке;
• Водку не кушали, табак не курили.

Правило ПЕРВОЕ и ГЛАВНОЕ. Если вы здоровы питайтесь преимущественно так, как питались ваши предки, живущие в этой же местности.

Традиции же питания у разных народов разные, и складывались они на протяжении многих столетий. Поэтому, если механически перенести даже самые лучшие особенности питания одного народа на другой, здоровья это не прибавит, поскольку потребуется достаточно много времени, чтобы желудочно-кишечный тракт человека приспособился и воспринял непривычную пищу как родную. Повсеместно установлено, что долгожители самых различных регионов мира ведут привычный им с детства активный образ жизни. В частности, много ходят в любое время года и в любую погоду.

Характерно также в подавляющем большинстве случаев их прочное семейное и общественное положение. У долгожителей, у их родных и близких высоко развито чувство целостности семьи и преемственности поколений.

Идеальная пища это пища родного дома, родного очага, которая основывается на рецептах, передаваемых от бабушки к дочери и внучке, на семейных традициях, на традициях данной местности, данного народа, данной национальности.

Это и будет идеальным питанием здорового человека.

Итак, самым идеальным питанием для здорового человека является питание, которого придерживались его предки. Наглядным подтверждением является ситуация со здоровьем и питанием в США.

Это молодая страна, состоящая из эмигрантов, зачастую оторвавшихся от родины и забывших всякие национальные традиции. Своих традиций Америка не имеет! И именно поэтому там столько больных с нарушением обмена веществ. Это самая богатая страна мира, но это и страна самых жирных и больных людей!

И совершенно логично, что большинство новомодных диет и теорий питания появляется в Америке они просто не знают, к какой традиции прибиться, часто выхватывают различные места из различных традиций, получая в итоге совершенно не перевариваемый результат.

Именно поэтому там и могли появиться дикие на взгляд диетолога теории П. Брэгга и Г. Шелтона, Н. Уокера и т.п.

Чтобы проиллюстрировать всю важность этого вопроса я хочу привести некоторые результаты исследований.

Ещё при Советском Союзе во время изучения проблемы долгожительства одна геронтологическая экспедиция проводила исследование в двух расположенных рядом сёлах в Нагорном Карабахе. Одно село было русским, второе азербайджанским.

Выяснилось, что среди азербайджанцев много долгожителей, а в русском селе люди умирали рано, несмотря на то, что жители этого села были членами религиозной общины и вели чрезвычайно правильный образ жизни.

Вывод, сделанный геронтологами однозначен дольше живут те, кто соблюдает традиционный образ жизни. Традиционное питание, характерное для данной местности и для каждой местности своё, и является тем фактором, которые сохраняет здоровье и увеличивает продолжительность жизни.

Объясняется это тем, что тип питания у каждой этнической группы формируется в течение нескольких поколений, которые длительное время отбирали продукты, адаптированные именно к этой местности и позволяющие выжить именно на этой территории.

Именно поэтому, здоровый человек должен питаться так, как питались его предки, а не так, как пишет Геннадий Малахов, Поль Брэгг, Герберт Шелтон и многие другие.

Но, подчеркну это касается здорового человека.

Нельзя забывать, что подавляющая часть нашего населения это люди, имеющие те или иные заболевания. Как питаться им?

Я тут не скажу ничего нового. Больной человек должен подстраивать своё питание под свою болезнь. В этом ему очень поможет любой учебник диетологии, где подробно расписываются режимы питания, состав продуктов и общая калорийность рациона в зависимости от каждого конкретного заболевания.

Такое питание будет действительно лечебным. Ну а как только вы избавитесь от своей болезни, то можете переходить к традиционному для вашей местности питанию.

История древнерусской кухни чётко прослеживается начиная с IX века.

В целом русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, в первую очередь полбяной, овсяной, ржаной (так называемая зелёная каша) и национального русского квасного (то есть кислого) хлеба из ржаной муки.

Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню. Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки.

Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно крахмальных киселей.

В самом начале древнерусского периода сложилиcь и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.

Хотя рецептура медов, медков и квасов усложнялась и дополнялась на протяжении последующих веков, сами по себе эти изделия стойко оставались на русском столе вплоть до XVIII века.

Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие).

Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.

Читать также:  Как выращивать и ухаживать за орхидеей в домашних условиях

Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно рыбно грибной) и скоромный (молочно мясо яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.

Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).

Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).

На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.

Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный и т. п.

Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.

Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто рыбой. Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.

Таким образом, количество блюд по названиям было огромно, но технологические отличия между ними были невелики.

Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.

Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.

В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название [хлёбоваk. Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.

Обработка молочных продуктов не отличалась особой сложностью. Молоко пили сырое, но чаще топлёное и очень редко скисшее. Кислым молоком чаще заправляли кашицы и щи (забеливали их).

Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

Национальный сладкий стол состоял из ягодно мучных и ягодно медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.

История картофеля на Руси

Картофель в Россию был завезен довольно поздно, в самом начале XVIII столетия. Сделал это Петр I, который в Голландии впервые попробовал различные блюда из картофеля. Одобрив гастрономические и вкусовые качества продукта, он распорядился о доставке в Россию мешка клубней для посадки и выращивания.

В России картофель прижился очень хорошо, но российские крестьяне испытывали страх перед неизвестным растением и зачастую отказывались его выращивать. Здесь начинается очень забавная история, связанная со способом решения проблемы, к которому прибегнул Петр I. Царь приказал засеять поля картофелем и приставить к ним вооруженную охрану, которая должна была целый день напролет стеречь поля, а на ночь расходилась спать. Соблазн был велик, крестьяне из близлежащих селений не могли удержаться и воровали картофель, ставший для них сладким запретным плодом, с засеянных полей для посадки на своих участках.

В первое время часто фиксировались случаи отравления картофелем, но это происходило, как правило, из-за неумения крестьян правильно употреблять картофель. Крестьяне ели плоды картофеля, ягоды, напоминающие мелкие помидоры, которые, как известно, не пригодны для пищи и даже ядовиты.

Разумеется, это не стало помехой на пути распространения картофеля в России, где он приобрел огромную популярность и множество раз спасал значительную часть населения от голодной смерти при неурожаях зерновых культур. Недаром на Руси картофель прозвали вторым хлебом. Ну и, конечно, название картофеля очень красноречиво говорит о его питательных свойствах: оно происходит от немецких слов «крафт тойфель», что означает «дьявольская сила».

О картофеле. Как внедряли картошку на Руси

“Картофель – имеет энергию слабую, неуравновешенную, неуверенную, энергию сомнения. Организм делается вялым, ленивым, кислым. Твёрдую энергию картофеля называют крахмалом, который в организме щёлочно-кислотной обработке не поддаётся, из организма выводится плохо, резко снижает скорость мысли, блокирует иммунную систему. Картофель ни с какими продуктами не совмещается. Если его есть, то отдельно, желательно варить в мундире. В кожуре и сразу под ней находится вещество, которое помогает расщеплять крахмал.

На Руси никогда не было картофеля, его завезли «тёмные» и культивировали насильно. Постепенно они вывели и обозначили его в мыслях людей как главный овощ, чем очень сильно навредили человеческому организму. Сегодня это самый главный овощной продукт на столе, считается вторым хлебом, а полезные овощи перевели в разряд второстепенных.

Мы просим вас ни в коем случае не употреблять картофель ученикам Школы «Счастье», где всё направлено на увеличение скорости мысли, потому что картофель всё сведёт к нулю.
Картофель можно есть молодым, в течение двух месяцев, потом он становится ядом. Заменяйте картофель репой. Не случайно репу стараются полностью убрать из продуктов питания”.
(из книги “Знания, хранимые дольменами”, А.Саврасов)

Читать также:  Земля клубника крупноплодная f1 лизонька как выращивать

Так же всем, кто интересуется здоровым питанием известно, что картофель – это очень слизеобразующий продукт, а слизь из организма практически не выводится, но откладывается, вызывая многие болезни (“традиционная” медицина об этом, конечно же, ничего не знает)).

Было время, когда русские старообрядцы считали картофель дьявольским соблазном. Еще бы, ведь этот чужеземный корнеплод насильственно внедрили в землю российскую! Церковники, предавая анафеме, окрестили его “чертовым яблоком”. Сказать о картофеле доброе слово, да еще в печати, было весьма рискованно. Зато сегодня многие наши сограждане уверены, что картошка – родом из России, ну или на худой конец Белоруссии, а Америка дала миру лишь картошку фри.

Картофель впервые привезен был в Европу по завоевании Перу испанцами, которые распространили его по Нидерландам, Бургундии и Италии.

Точных сведений о появлении картофеля в России нет, но его связывают с петровской эпохой. В конце 17 века Петр I (и снова Петр I), находясь в Нидерландах по корабельным делам, заинтересовался этим растением, и “для расплода” прислал из Роттердама мешок клубней графу Шереметьеву. Чтобы ускорить распространение картофеля, Сенат только в 1755-66 г. рассматривал вопрос о внедрении картофеля 23 РАЗА!

В первой половине XVIII в. картофель был разводим в значительном количестве “партикулярными людьми” (вероятно, иностранцами и лицами высших сословий). Меры к повсеместному разведению картофеля впервые приняты были при Екатерине II, по почину Медицинской коллегии, президентом которой был в то время барон Александр Черкасов. Дело шло первоначально об изыскании средств для помощи “без большого иждивения” голодавшим крестьянам Финляндии. По этому поводу медицинская коллегия рапортовала Сенату в 1765 г., что лучший способ к предотвращению этого бедствия “состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тартуфелями и картуфелями”.

Тогда же по повелению императрицы Сенатом разосланы были по всем местам империи семена и наставление о развитии картофеля и заботы об этом поручены губернаторам. При Павле I также предписывалось разводить картофель не только на огородах, но и на полевой земле. В 1811 г. посланы были в Архангельскую губернию три колониста с поручением насадить определенное число десятин картофель. Все эти меры имели отрывочный характер; массой населения картофель встречен был с недоверием, и культура его не прививалась.

Только в царствование Николая I ввиду бывшего в 1839 и 1840 гг. неурожая хлебов в некоторых губерниях правительство приняло самые энергические меры к распространению посевов картофель. Высочайшими повелениями, последовавшими в 1840 и 1842 гг., постановлено было:

1) завести во всех казенных селениях общественные посевы картофель для снабжения этим последним крестьян к будущим посевам.
2) издать наставление о возделывании, хранении и употреблении картофеля.
3) поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличающихся разведением Картошки.

Осуществление этих мероприятий встретилось во многих местах с упорным сопротивлением населения.
Так, в Ирбитском и соседних уездах Пермской губернии государств крестьяне как-то связали с предписанием общественных посевов картофеля идею о продаже их помещикам. Разразился картофельный бунт (1842 г.), выразившийся в избиении сельских властей и потребовавший для усмирения своего содействия военных команд, которые в одной волости вынуждены были даже пустить в ход картечь;

По числу участвовавших в нем крестьян и обширности охваченного им района это — крупнейшее из русских волнений XIX в., которое и повлекло за собою репрессалии, отличавшиеся обычною в то время жестокостью.

Интерсный факт:
Владелец имения генерал Р.О. Гернгрос, выращивая клубни с 1817 года, давал их на семена и крестьянам. Однако посевы на крестьянских участках оказывались изреженными. Выяснилось, что крестьяне, посадив клубни, ночью выкапывали и продавали “проклятые земляные яблоки” за водку в ближайшей корчме. Тогда генерал пошел на хитрость: выдал на семена не целые, а резаные клубни. Их крестьяне не стали выбирать из земли и собрали хороший урожай, а убедившись в удобности картофеля, сами начали его разводить.

В общем те, кому это было нужно и выгодно, чтобы русский народ деградировал, достигли своей цели и картофель стал нашим вторым хлебом.

Реформа питания Петра I – пищевой геноцид

Петр I развернул кампанию по обеднению нашего питания, многие продукты руской кухни были запрещены, их заменили картофелем, помидорами… До Петра на Руси было 108 видов орехов, 108 видов овощей, 108 видов фруктов, 108 видов ягод, 108 видов клубеньковых, 108 видов злаков, 108 пряностей и 108 видов плодов*, соответствовавшие 108 славянским Богам.
* Сегодня под словом «плод» понимают объединяющее понятие, к которому относят фрукты, орехи, ягоды, которые раньше назывались просто дарами, плодами же назывались дары трав и кустарников. Примером плодов могут служить: горох, фасоль (стручки), перец, т.е. своеобразные несладкие фрукты трав.

После Петра остались единицы священных видов, используемых в пищу, что человек может видеть сам. В Европе это было сделано ещё раньше. Особенно сильно уничтожались злаки, плоды и клубеньковые, поскольку были связаны с перевоплощением человека. Единственное, что сделал Петр-самозванец, разрешил возделывать картофель (картофель, как и табак(!) относится к семейству паслёновых. Ботва, глазки и зелёный картофель ядовиты. Зелёный картофель содержит очень сильные яды, соланины, особенно опасные для здоровья детей), батат и земляную грушу, которые сегодня слабо употребляются в пищу.

Уничтожение священных растений, употреблявшихся в определённое время, привело к утрате сложных божественных реакций организма (вспомните рускую пословицу «всякому овощу своё время»). Смешение питания вызвало гнилостные процессы в организме, и теперь люди вместо благоухания источают зловоние.

Почти исчезли растения-адоптогены, остались только слабодействующие: «корень жизни», лимонник, заманиха, золотой корень. Они способствовали адаптации человека к сложным условиям и сохраняли человеку молодость и здоровье. Совершенно не осталось растений-метаморфизаторов, способствующих различным метаморфозам организма и внешности, лет 20 встречался ещё в горах Тибета «Виток священный», да и тот сегодня исчез.

Кампания по обеднению питания продолжается и в настоящее время, почти исчезли из употребления калега и сорго, запрещено выращивать мак. От многих священных даров остались лишь названия, которые выдают нам сегодня за синонимы известных фруктов.

Пример:
* Грухва, калива, бухма, ландушка — выдаются сегодня за брюкву.
* Армуд, квит, пигва, гутей, гунь — исчезнувшие дары, которые выдаются за айву.
* Кукиш и дуля ещё в XIX веке обозначали грушу, хотя это были совсем другие дары, сегодня этими словами называют изображение фиги (тоже, кстати, дара). Кулак с вложенным большим пальцем, раньше обозначал мудру сердца, сегодня употребляется как негативный знак. Дулю, фигу и кукиш перестали выращивать, потому что они были священными растениями у хазар и варягов.
* Уже в последнее время проску стали называть «пшёнкой», ячнёвку — ячменем, а пшённый и ячневый злаки навсегда исчезли из нашей агрокультуры.
В.А. Шемшук «Возвращение Рая на Землю» (II, 11).

Пищевой геноцид

Для начала вспомним, что христиане изменили ПОСТЪ — систему очищения организма и плавного перехода с одного вида пищи на другой (был ПОСТЪ природный, стал религиозный, не соответствующий работе организма, природным процессам). В петровскую эпоху руская кухня утратила многие продукты, и начали внедрять иноземные — нарушили рацион питания.

Читать также:  Лева составил список того что выращивает бабушка в огороде

Петровское дело продолжили большевики. Несмотря на множество утерянных продуктов, руская кухня всё равно отличалась богатым разнообразием (почитайте дореволюционные издания по кулинарии). Большевики уничтожили это разнообразие.

«То, что мы сейчас считаем руской кухней – это пищевая традиция, искусственно созданная в советское время в условиях жесточайшего продуктового дефицита и скудности исходных ингредиентов. Советская система планирования и распределения продуктов камня на камне не оставила от разнообразия руской традиционной кухни» — Антон Прокофьев, шеф-консультант ресторана «Гусятникофф».

Для примера несколько блюд руской кухни:
Тюри – квасные, щаные, молочные.
Ботвиньи.
Пигус.
Репница.
Тавранчук.
Тыковник.
Маковое молоко.
Гороховый сыр.
Калья – рыбная, куриная, утиная.
Щи – из свежей капусты, из квашеной капусты, репяные, зелёные, грибные, мясные, куриные, рыбные, крупяные, с мучной подболтой и т.д.
Уха – простая, шафранная, куриная, двойная, тройная, опеканная и т.д.
Квашеная – капуста, свекла, борщевик, репа.
Мочения – брусника, клюква, яблоки, тёрн, груши, костяника, калина, морошка, слива, вишня.
Тельное – рыбное, куриное, мясное. Отварное, запечённое, сковородное.
Сыры – сливочные, сметанные, губчатые.
Творог. Битой творог. Пасочки творожные.
Кисели – гороховый, пшеничный, молочный, гречневый, овсяный, из ржаных высевок.
Морсы. Квасы – белый, красный, ягодный, яблочный, можжевеловый, берёзовый и т.д.
Вода – брусничная, смородиновая, рябиновая, вишнёвая, земляничная.
* Только вода и квас руской кухни уже заменят искусственные витамины.
Варенья и пироги – невероятное количество вариантов, отдельную книгу надо писать.

Не забывайте, что многие блюда готовили с мёдом – это истинное золото Руси.

Этот список блюд — капля в море от того многообразия, под которым ломились столы наших Предков, хотя здесь только знакомые нам продукты, но и их доля в нашем рационе очень сильно сократилась. Допустим, вспомните, когда вы последний раз ели пюре из репы или кашу из тыквы? А ведь это одни из основных блюд руской кухни, не говоря уже о самом простом — пареная репа. Мак вообще запретили выращивать в частном секторе, хотя совсем недавно ели мак прямо с грядки. Завозят бананы, апельсины и прочие чуждые продукты.

Сейчас идёт завершающий этап пищевого геноцида – с земли людей загнали в города, контроль за продуктами отменили, химия стала обычным делом, внедряют ГМО-продукты, ПОСТЪ не соблюдают, культуры питания нет.

«Хочешь завоевать страну — завози чужой продукт; пойдёт отток энергии, люди станут болеть, а больными рабами легче управлять» — Иван Грозный.

Т.е. Иван Грозный ещё в 1580 году знал, чего ждать от наших врагов. А через 100 лет Романовы приступили к реализации этого плана, начали разрушать рускую кухню.

Кто первым привёз картофель

Сегодня мы откроем занавес на вопрос Кто же первый привез картофель в Россию. Известно, что в Южной Америке индейцы успешно возделывали картофель еще с незапамятных времен. В Европу этот корнеплод был завезен испанцами в середине XVI века. О том, когда именно на Руси появился сей овощ, достоверной информации нет, но исследователи отмечают, что это событие связано скорее с петровским периодом. В конце XVII столетия Петр I, посещая Голландию, был заинтересован этим необычным растением. Одобрительно отозвавшись о вкусовых и питательных свойствах клубнеплода, он дал распоряжение о доставке в Россию мешка семян графу Шереметьеву для разведения.

Распространение картофеля в Москве

В столице России овощ приживался медленно, поначалу крестьяне испытывали недоверие к чужеземному продукту и отказывались его возделывать. В те времена была интересная история, связанная с решением данной проблемы. Царь велел посадить картофель на полях и охранять его, но только в дневное время суток, а по ночам поля специально оставляли без присмотра. Крестьяне прилегающих деревень не удержались перед искушением и стали воровать клубни с полей, сначала для пропитания, а потом уже и для посева.

Поначалу часто отмечались случаи картофельного отравления, но это было из-за незнания простого люда, как правильно употреблять сей продукт. Крестьяне вкушали ягоды картофеля, которые очень похожи на зеленые помидоры, но непригодные для пищи человека и очень ядовитые. Также от неправильного хранения, например на солнце, клубнеплод начинал зеленеть, в нем образовывался соланин, а это ядовитый токсин. Все эти причины и приводили к отравлениям.

Также и старообрядцы, которых было великое множество, считали этот овощ дьявольским искушением, их проповедники не разрешали своим единоверцам ни сажать его, ни выращивать. А церковные служители предали корнеплод анафеме и окрестили «дьявольским яблоком», т.к. в переводе с немецкого языка «крафт тойфельс» — «чертова сила».

В силу всех перечисленных факторов, превосходная идея Петра I по распространению данного корнеплода по всей матушке – России, не была воплощена. Как говорят историки, указ царя о повсеместном распространении данной культуры, вызвал негодование народа, вынудившие монарха прислушаться и отступиться от «картофелизации» страны.

Внедрение картофеля

Меры по широкомасштабному продвижению картофеля повсеместно были начаты императрицей Екатериной II. В 1765 г. закупили в Ирландии и доставили в столицу России более 464 пуда корнеплода. Сенатом были доставлены по всем уголкам Империи эти клубни и инструкции по посадке и разведению. Также предполагалось возделывать картофель не только на общественных полевых угодьях, но и на огородах.

В 1811г. в Архангельскую губернию были отправлены три поселенца с заданием о насаждении определенного количества земельных угодий. Но все предпринятые меры по внедрению не имели четко спланированной системы, поэтому население встречало картофель с подозрением, и культура не приживалась.

Только при Николае I, по причине низкого урожая зерновых культур, в некоторых волостях начали проводить более решительные мероприятия по взращиванию клубнеплода. В 1841г. вышел указ властей, в котором предписывалось:

  • обзавестись во всех поселениях общественными посевами культуры для обеспечения крестьян семенами;
  • издать руководство о культивации, сохранении и употреблении картофеля;
  • награждать премиями особо отличившихся в разведении культуры.

Народный бунт

Осуществление этих мер столкнулось во многих уездах с народным сопротивлением. В 1842г. вспыхнул картофельный бунт, проявившийся в избиении представителей местных властей. Для усмирения бунтовщиков были привлечены правительственные войска, которые уничтожили волнение народа с особой жестокостью. Долго еще главным продуктом пропитания для людей являлась репа. Но потихоньку внимание к картофелю возвращалось. И только в начале XIX века сей овощ получил обширную известность и много раз спасал народ от голодной смерти при неурожайных годах. Совсем не случайно картофель прозвали «вторым хлебом».

Источники:

http://maiam.ru/1295-before_peter_i.html

http://slavyanskaya-kultura.ru/derevnja/istorija-kartofelja-na-rusi.html

http://razvitie4.ru/reforma-pitaniya-petra-1.html

http://belagrotorg.ru/stati/3084-kto-pervym-privjoz-kartofel

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector