Какие сельскохозяйственные культуры выращивали славяне

Сельское хозяйство древних славян

Что выращивали древние славяне? Это показывают археологические раскопки, которые свидетельствуют о высокоразвитом земледелии славян, причем с использованием различного типа железного инвентаря, для работы в поле и не только. Из сельского инвентаря славяне использовали железные сошники, топоры, серпы, а также изготовляли серебряные украшения, копья, наконечники и удила, из гончарных предметов были глиняная посуда.

Системы земледелия

У каждого края была своя забота. Например, в то время, как на юго-западе Восточной Европы развивали плужное и пашенное земледелие, на остальной части активно использовалась подсечная система земледелия. При подсечной системе сначала подрубали лес, а потом сжигали полученные дрова, чтобы образовалась зала, которая удобряла землю. Таким образом почву подготавливали к посевам 2 или 3 года. После ее использовали до тех пор, пока урожай не перестанет быть богатым, и если его количество значительно уменьшалось, то участок забрасывали и начинали рубить и сжигать другой. Основным орудием для подсечного земледелья служили различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи-суковатки, а также узколезвийный серп.

Развитие ремесла и его влияние на сельское хозяйство

Со временем, когда у земледельцев появляются новые орудия для работы, в которых присутствуют элементы из железа (рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником, плуги с железным лемехом, широколезвийные топоры и т.д.), возникают новые более совершенные системы земледелия: залежная или же переложная, а также двупольная и трехпольная системы севооборота.

Какие растения выращивали древние славяне? В Древней Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя: просо, рожь, овес, гречиха, полб, чечевица, горох, конопля, лен. Из огородных культур были популярны репа, свекла, редька, лук, мак, чеснок и капуста.

В целом, земледелие было необходимо лишь для того, чтобы удовлетворить собственные потребности, и редко оно ставало поводом для торговли.

Богиня земли – Мать-Сыра-Земля

Древние славяне очень почитали богиню земли и урожая Мать-Сыра-Земля. Она считалась самым чистым и добрым божеством, так как, не смотря на все свои страдания, все же дарит людям хороший урожай. Чтобы попросить милость богини, славяне проводили специальный ритуал: они выводили под руки старца, вымытого в бане и одетого в новую белую чистую рубаху. Старец же этот босой ходит по вспаханной земле и разбрасывает зерна, прося у Матери-Сыра-Земли богатого урожая в этом году. За старцем обычно шли остальные засевальщики, причем без шапок, как знак глубокого уважения. Во время первого посева засевальщики просили студеной росы для богини, чтобы она приняла зерно, вырастила его и вернула уже «большим просом».

В последний месяц весны славяне праздновали день земли. Несколько дней в этом месяце никто не смел трогать землю и причинять ей вред. Категорически было запрещено копаться в земле, пахать и рыть ямы, дабы не обидеть благородную богиню. Взрослые даже следили за играми детей, чтобы случайно не начали тыкать палки в землю или делать ямки.

Дорогие читатели! В этом и последующих номерах мы хотим подробно рассказать о том, как наши предки на Руси добывали себе пропитание. Земля русская всегда была очень богата природными ресурсами и щедро делилась с людьми своими дарами. Но бывали и тяжёлые голодные годы. О том, что помогало людям выживать, читайте в наших материалах! В этом номере мы расскажем о сельском хозяйстве на Руси.

Журнал: Народная магия №6(23) июнь 2018 года
Рубрика: Народная энциклопедия быта
Автор: Алёна Барышникова

Взращивание зерновых культур

На Руси главным занятием было земледелие. Его развитие находилось в тесной связи с качеством почвы и климатом. Например, в южнорусской чернозёмной полосе оно приносило богатую жатву, хотя и страдало иногда от засухи, саранчи, землеройных животных, червей. Севернее, например в Новгородской земле, земледельцам приходилось туго. Ранние осенние или поздние весенние морозы часто губили хлеб, из-за чего случались голодные годы. Тогда от неминуемого мора спасала помощь из других русских областей или из чужих стран. На малонаселённом юге было много свободных плодородных полей, что давало возможность часто распахивать и засеивать целину, а после истощения оставлять её «паровать» (отдыхать) на несколько лет. В северной же части государства почва была скудная, и, чтобы обрести кусок плодородной земли с дерном, крестьянин вырубал участок леса, сжигал пни и траву, зола становилась удобрением. Но через несколько лет земля истощалась и приходилось сниматься с насиженного места и углубляться дальше в лес, чтобы расчистить новый участок под пашню. Такие расчищаемые из-под леса участки назывались притеребы.
Землепользование было похоже на современное: весной сеяли хлеб яровой, а осенью — озимый. На юге чаще пахали «плугом», а на севере — сохой или «ралом»; запрягали в них коней, но, по всей вероятности, употребляли для плуга и волов. Вспаханную ниву разравнивали бороной. Спелые колосья срезали серпом и косою. Убранный с полей урожай сгребали в небольшие, копны, а потом свозили его в гумна и складывали там в скирды и стога. А перед тем как очистить его от верхней шелухи, просушивали в овинах. Зерно молотили цепами.
Обмолоченное зерно называли «жито», его держали в «клетях», «сусеках» (закромах). А зачастую просто зарывали в ямы. Муку делали преимущественно вручную жерновами. Мельницы изредка встречались в хозяйствах, которые располагались на берегу рек. Главной хлебной культурой считалась рожь, так как была самой подходящей для русской почвы культурой. На юге произрастала и пшеница. Кроме того, в летописях упоминаются просо, овёс, ячмень, горох, чечевица, конопля, лён и хмель.

Русский огород

Но кроме зерновых полей на Руси возделывали «огороды. Изначально их принято было сажать около городских стен, княжеских владений и монастырей. Особенно много было грядок в низменных местах у реки. На них с древнейших времён и до появления картофеля на территории России возделывалась основная овощная культура — репа. Уже приблизительно с VII века на Руси стали известны бобы, служившие богатым источником белка. Капуста появилась у нас в начале X века. Кочанной было мало, в основном — «серая» (листовая). Но этот овощ стал культовым: во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты.
А вот свёкла и редька — сладкий и горький корнеплоды — стали известны в Киевской Руси только в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Напоминающая репу брюква была завезена из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и очень полюбилась русичам. Выращивали также морковь, но до XVII века она мало походила на современную: вначале были лишь бледно-жёлтые корнеплоды, а оранжевые сорта появились значительно позже. Когда образовалось Московское государство и появилась потребность в снабжении царского Двора, стали высаживать так называемые царские огороды. На них умудрялись выращивать не только овощи, но даже огурцы и дыни.
Но по-настоящему промышленным овощеводство стало при Петре I, лично изучившим культуру возделывания овощей в Голландии, куда он направил на обучение и нескольких русских овощеводов. Среди культур, которые появились благодаря Петру, помимо картофеля был также редис, завезённый из Франции и называемый поначалу «французской редькой».
Личные огороды возле изб крестьяне стали сажать значительно позже. По свидетельству церковных летописей, до начала XIX века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Например, сообщалось, что в северной половине Тульской губернии «во многих местах в огороде не более 10-15 грядок», в Галицкой провинции — «огороды малы». Не везде вырастал весь ассортимент завезённых овощей. В северной части России выбор был более чем скромный.
Например, в Холмогорском уезде с нестабильным результатом выращивались капуста, свёкла, морковь и лук; лишь возле лесов можно было вырастить репу и редьку, и только на песках, покрытых илом, был шанс, правда не ежегодно, собрать урожай бобов, гороха, сельдерея и петрушки. В Мезенском, Шенкурском и Онежском уездах на огородах были лишь капуста, редька и репа, причём капуста родилась не везде.
Климат Московской губернии был лучше — здесь получали хорошие урожаи капусты, огурцов, свёклы, моркови, репы, лука, чеснока для собственных нужд и на продажу. Однако и этого не хватало, поэтому в орбиту торгового огородничества были втянуты ближайшие к Москве сельские районы. Овощеводческое дело стало развиваться в селениях по рекам Москве, Клязьме и Оке.

Читать также:  Пенсионер умеет выращивать картофель и варить самогон

Русские сады

Во время новгородских раскопков, в слоях, относящихся к X веку, были найдены семечки яблок и сами яблоки. Это говорит о том, что уже в то время в русских поселениях сажали плодовые деревья. Чаще в садах росли яблони, но были и вишнёвые деревья. Ботаники отмечают, что новгородские вишнёвые косточки имеют большое сходство с косточками современного сорта владимирской вишни. В новгородских писцовых книгах XV века имеются неоднократные записи: например, «да туто же сад, а в нём 60 яблоней без трёх, а 20 дерев вишневых». Имеются находки, говорящие о том, что новгородцы уже в XI веке ели сливы. Помимо фруктовых деревьев новгородцы сажали ягодные кустарники: малину и чёрную смородину.
Кроме того, русские крестьяне занимались собирательством: в их распоряжении были орехи, ягоды и грибы. Для зажиточных людей торговцы привозили из пределов Византийской империи дорогие заморские овощи и плоды, особенным спросом пользовался сухой виноград, или изюм.
Таким образом можно представить как образ жизни, проходящей в нелёгкой работе на полях и огородах, так и рацион наших предков, состоящий во многом из растительной пищи.

Земледелие восточных славян

В пастоящем издании один из томов специально посвящен древней Руси. Поэтому здесь хозяйственная деятельность и общественный строй рассматриваются только для периода до IX в., когда у восточных славян складываются раннефеодальные отношения и формируется древнерусское государство.

Археологические материалы служат важнейшим источником освещения социально-экономической жизни восточнославянского общества в период, предшествующий сложению государственности. Фрагментарные свидетельства письменных источников подтверждают выводы и наблюдения, полученные на основе данных археологии.

Основным занятием славян второй половины I тысячелетия и. э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. К рассматриваемому здесь времени славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли значительных успехов в развитии земледелия. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужпому, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеднепров- скне области находились в орбите ировинциальнорим- ской культуры.

Одпим из важных показателей хозяйства и экономики славянского общества рассматриваемого здесь периода служит характер поселений. При выборе мест для них, несомненно, принимались во внимание прежде всего хозяйственные выгоды. Славянские поселения второй половины I тысячелетия и. э. отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Это касается не только южных районов восточнославянского расселения, ио и северных: население, оставившее сопки и длинные курганы, занимало главным образом такие местности, которые, как показывают почвенные карты, были наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности (Седов В. В., 1970а, с. 9, 10).

При раскопках славянских поселений времени, предшествующего сложению древнерусского государства, получены данные, которые прямо свидетельствуют о развитии земледелия. Па многих поселениях найдены земледельческие орудия — железные нараль- ники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда.

В VT—X вв. в южной части восточнославянской территории применялись весьма близкие по форме и пазмерлм широколопастные наральники с плечиками ( LXI). Они симметричны, с широкой, в виде равнобедренного треугольника, рабочей частью, часто утолщенной с помощью наварных пластин, и суженной трубицей. Делались наральники из одного куска железа. Для них характерны следующие размеры: длина 16—21,5 см, ширина лопасти 8—12 м. ширина втулки 6—8 см. Расширенная лопасть и узкая, почти разомкнутая втулка позволяют предполагать, что эти наконечники принадлежали орудию типа рала с полозом. используемого на сравнительно легких, вероятно старопахотных почвах (Чернецов А. В., 1976, с. 34). Такие наральники найдены при раскопках поселений в Пеньковке, Стецовке, Сахновке, Пастырском, Григоровке, Зимно, Рипневе, Хотомеле, Княжей Горе (Канев), Новотроицком, Волынцеве и др. Наконечники с плечиками известны в Восточной Европе с черпяховского периода. Но тогда они еще по получили широкого распространения. Классификация восточноевропейских наконечников пахотных орудий сделана Ю. А. Красновым (Краснов Ю. А., 1978, с, 98-113).

Единичными находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической частью землеобрабатываю- щих орудий были чересла — плужные пожи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чепесло, выкованное целиком из железа (Кухаренко Ю. В., 1961, 9, 17). Известны и втульчятьте чересла (Ляпушкин И. И., 1958а, LXXXVII, 3).

Во второй половине I тысячелетия н. э. первые железные наконечники пахотных орудий появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В основном это наральники без плечиков.

Наиболее ранним из них является сошник, найденный на берегу р. Ладожка в Старой Ладоге (Орлов С. Я., 1956, с. 142—144). Он прямоугольный в плане, с округлым рабочим краем. Втульчатая тру- бица образована двумя боковыми закраинами. Длина сошника 13,6 см. наибольшая ширина — 9,5 см.

Датировать эту находку затруднительно. Можно полагать, что она относится ко времени основания Староладожского поселения. Ближайшие по формам и размерам сошники известны в Средней Европе, где они встречены в германских и славянских землях на памятниках поздперимской и раннесреднечековой поры. Вероятно, оттуда сошники рассматриваемого типа проникли иа рубеже VI и VII вв. в северные области восточнославянского расселения и бытовали здесь вплоть до XI в. (Миролюбов М. А., 1972, с. 118, 119).

В горизонте Е3 культурного слоя Старой Ладоги (VIII в.) найден сошиик, имеющий рабочую часть в форме равнобедренного треугольника. В верхней части загнутые края образовывали втулку-трубицу, при помощи которой сошник крепился с деревянной частью сохи — рассохой. Длина его 15,5 см, ширина спинки 7 см ( XX, 1).

Очевидно, этот сошник занимает промежуточное положение между упомянутым более ранним орудием, найденным на берегу Ладожкн, н более поздними древнерусскими (Миролюбов М. А., 1972, с. 121).

Сошник того же типа, но более длинный, найден в слое Д Старой Ладоги (X в.). Подобные землеобра- батывающие орудия были в употреблении на широкой территории северной части Восточной Европы. Они встречены и в древнерусских курганах (Ува- ров А. С., 1871, с. 115), и среди древностей прибалтийских и поволжско-камских племен.

Аналогичные сошники предназначались для пахотных орудий, используемых для обработки вновь осваиваемых участков, освобожденных из-под леса подсечно-огневой системой, или залежных земель. Такой сохой предварительно взрыхляли верхний слой земли, а потом для полной обработки поля проходили сохой по нескольку раз.

Тягловой силой для работы пашенными орудиями как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О широком использовании лошади для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. На основании косвенных данных (па поселениях костные остатки лошадей в числе пищевых отбросов встречаются в очень небольшом количестве, свидетельствуя о том, что мясо лошади использовалось для питания в сравнительно редких случаях) можно утверждать, что при обработке пахотных участков и во второй половине I тысячелетия н. э. применялась лошадь.

Читать также:  Сорта винограда выращиваемые в воронежской области

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы в этот период заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками (Третьяков П. Н., 1932).

Однако раскопки последних десятилетий показывают, что роль подсечного земледелия у славян лесной полосы Восточной Европы преувеличена. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей, для освоения новых участков земли под пашню. Господствовала же переложная система земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободпые от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом, очевидно, возникла система севооборота — двухполье или трехполье. Скорее всего и в лесной полосе в последних веках I тысячелетия н. э. на старопахотных землях выработалась такая же система севооборота.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Они применялись также для очистки пашенных орудий от налипшей земли. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Поднепровья, в Побужье и Днестровско-Ду- найском междуречье. В X в. распространяются железные мотыги, служившие для обработки как пахотных полей, так и участков, предназначенных для огородных культур.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Некоторые из топоров специально предназначались для рубки леса. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров на памятниках восточнославянских племен немногочисленны, но повсеместны.

Урожай с полей снимали при помощи серпов так же, как это делали еще в недавнее время ( LXII). В середине и второй половине I тысячелетия н. э. скадывается форма серпа, близкая к современной,— клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку. Нос серпа слегка загибается внутрь — конструктивная особенность, с помощью которой растения формируются в пучки, а лишние отбрасываются в сторону. Современные серпы Восточной Европы восходят главным образом к описанным раннесредневековым орудиям (Ми- насян Р. С., 1978а, с. 82—84), которые ведут свое происхождение от аналогичных римских и провин- циальноримских. В середине I тысячелетия н. э. такие серпы получают широкое распространение у славянского населения, представленного пражско-кор- чакскими и пражско-пеньковскими древностями. В VIII—IX вв. серпы этого типа появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В более раннее время здесь бытовали слабоизошутые серпы с клиновидным клинком, непосредственно переходящим в черенок, и серповидные ножи, восходящие к раннему железному веку.

На славянских памятниках второй половины I тысячелетия н. э. изредка встречаются косы-горбуши ( LXII). Для уборки урожая они, по-видимому, использовались в исключительных случаях, в основном ими косили траву на сено.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах — специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывавшиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. Кроме того, были распространены крупные глиняные сосуды-зерновики. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород — известняка, песчаника, кварцита и т. п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние, более массивные, имели вогнутую рабочую поверхность, нижние — выпуклую. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты 1, Внльховец, Городок, Зеленый Гай, Кавегчина, Лоиатна, Jiyr 1, Малинов- цы, остров Мытковскин, Пезвнско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Исследователь восточноевропейских жерновов 1 тысячелетня н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI — VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова распространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно иа Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. не только в южных, но и в северных районах восточнославянской территории. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысокими бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках селища Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сковорода, установленная на поде.

Древние авторы оставили скудные сведения о земледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и нросо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Персидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосельцев А. П., 1965, с. 390).

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. И., 1958а, с. 211, 212).

Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия п. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).

Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу пх составляют зерна ншеии- цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (.Кирьянов А. В., 1959, с. 321-324).

Читать также:  Как правильно выращивать в теплице помидоры зимой

Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие.
Древние славяне. Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие.
В VI в. их сменили авары1 которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен.

иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось.
славянземледельцев в торговле с возрожденным Причерноморьем.

aldanov

Сергей Алданов — дневник.

Слова, слова, слова.

Культурные растения на Руси.

В продолжение пред ыдущего поста несколько слов об освоениии культурных растений у нас.

Старый слой культурн ых растений , у восточн ых славян – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.

Конечно, и среди них есть вариант ы более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..

Взять хотя б отношения пшениц ы и ржи . У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якоб ы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европ ы . К примеру, этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.

А про рожь пишут вот что:

«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/.

Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992

Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».

Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А позаимствована у греков – (греческое «гара» — «быстрорастущая», оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар.
Боб ы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.

Относительно нов ый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европ ы иногда будут достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.

Некотор ые из культур , котор ые Европа понемногу осваивала в Средние века, б ыли якобы принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, к апуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они упоминаются в «Изборнике» Святослава, ок. 1073 года. П римерно тогда же б ыла перенята от причерноморских греков гречиха , а в XIV веке, вероятно, б ыли освоен ы. огурцы и морковь . Тут вопрос ы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?

Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в освоении технологии в ыращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурц ы с с 1528 г. В Московской Руси свекла появилась в XIV-XVII вв.

Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.

Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар — в Нижнее Поволжье они завезен ы из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград, его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква (XVI век), перец острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель — вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине — расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.). В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX.
Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке — «в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника». Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: «первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в «Академических известиях», издаваемых Российской Академией наук под названием: » О приготовлении масла из семян подсолнечника». А вот пресс академикам сделать уже было не по силам, крестьянин его изобрел.
Удивительно.

Итак:
Контакт ы с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери в течение некоторого времени, не очень быстро. Ч то еще интересно – прогресс в русском сельском хозяйстве шел и во времена, которые кажутся издали довольно темными — XVI век неожиданно в ыделился целым рядом освоенных культур. То есть это время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно.

Источники:

http://slavculture.ru/slav-kult/1202-selskoe-khozyajstvo.html

http://www.bagira.guru/old-rus/selskoe-khozyajstvo-rusi.html

http://www.bibliotekar.ru/3-1-80-vostochnye-slavyane/63.htm

http://aldanov.livejournal.com/323288.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector