Конспекты занятий как раньше на руси хлеб выращивали

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»

Нина Мороз
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»

Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта

«Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»

Старшая группа

Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»

Образовательные задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вы любите с мамами ходить по магазинам?

— А какой магазин вам нравится больше всего?

— А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.

2. Актуализация знаний

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)

Физкультминутка (А. Железнова)

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На экране появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

— Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

— Как называется этот магазин?

— Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

— А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)

— А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

— Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.

-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.

— Хотите помочь Незнайке?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

— Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.

— Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?

— Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).

— Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)

4. Открытие нового знания

— Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

— Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?

— Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

— Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

— Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

— Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?

— Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)

— Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.

Я, хочу рассказать вам одну историю.

В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:

— Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:

— Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, — а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.

— А вы как думаете?

Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.

— Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:

-Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.

Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?

А земелюшка ему и подсказывает: — Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.

— А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:

— запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.

Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:

Сею, вею, посеваю,

Хлебом землю засеваю. (Повторите)

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут

Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

-Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.

А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

— Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

— Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

— Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

— Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)

— Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)

— Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).

Конспект досуга по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Конспект досуга по познавательному развитию с использованием технологии развивающего обучения КВН «Хлеб- всему голова!» Цель: расширить.

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Предки наши славяне» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе. «Предки наши славяне» Активизация словаря: предки, славяне, дымковская игрушка, примакивание,.

Читать также:  Как в домашних условиях выращивать дождевых червей

Конспект НОД по познавательному развитию «Хлеб — богатство России» МБОУ «Сахзаводская СОШ» Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Хлеб – богатство России». Для детей подготовительной.

Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: — формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию «Орнамент» Видео Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие художественных навыков детей. Поставленная.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Елочные игрушки для белочки» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: «Как жили наши предки» Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: «Как жили наши предки». Цель: продолжать приобщать к культуре и традициям русского.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда к нам хлеб пришёл» Программное содержание: Уточнить знания детей о том, как появляется у нас хлеб. Напомнить, какой путь должно пройти зерно,перед тем как.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для средней группы «Домик для зайчика» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная.

Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»

юлия глушкова
Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»

Тема «Хлеб на Руси»

НАПРАВЛЕНИЕ: познавательно-речевое развитие

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей о выращивании хлеба

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

• Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

• Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

• Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;

• Закрепить знания хлебобулочных изделий.

• Совершенствовать умение действовать в коллективе и сообща, договариваться друг с другом

• Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, память и воображение

• активизация словаря по теме «Хлеб»

• Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками

• Воспитывать любознательность, интерес к народным традициям.

• Воспитывать желание делать добрые поступки.

• Чтение стихотворения Е. Стюарт «Пекари»,

• просмотр и беседа мультфильмов «Колосок», «Три котёнка (как беречь хлеб)»

• Беседа о хлебе, как выращивают хлеб

• Сюжетно-ролевая игра «Бакаллея»

• Рассматривание сюжетной картины «Золотая рожь» В. М. Каратая,

• рассматривание иллюстраций: хлебозавода, хлебомагазина, как выращивают хлеб.

• Разучивание пословиц, поговорок о хлебе

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: плуг, лукошко, сев, серп, сноп, цеп, вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

• Бейджики, разные по форме и цвету (по числу детей)

• Картинки изображающие как раньше растили хлеб на 2 группы

• Зерно пшеницы, ржи, кукурузы, гречихи, гороха.

• Мука ржаная и пшеничная

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

• Презентация «Как на Руси хлеб растили».

• Зерна ржи, пшеницы, гороха, кукурузы,гречки.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Дети находятся в группе в свободной деятельности, воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, к нам сегодня пришли гости, хотите им подарим свои улыбки, поприветствуем их.

«Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Юлия Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково

— Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Какой необычный большой конверт, интересно от кого оно. (читает адрес на конверте)

КОМУ: Ивановская обл. г. Шуя ул. Вихрево детский сад №28, подготовительная группа

ОТ КОГО: Тридевятое государство, ул. Волшебства, терем Василисы Премудрой

Письмо Здравствуйте, мои друзья

Сундук сюрпризов шлю в подарок вам я

Но сундук к Кощею попал

И Кощей его заколдовал

Я узнала, что Кощей

5 – замков — да без ключей-

Наложил на мой сундук.

Но даже знанья все мои

Бесполезны тут, увы!

Ваша помощь здесь нужна.

Вы поможете друзья?

Отсылаю вам подсказки

Если выполните все заданья.

То разрушите его заклинанья.

Знаний, сил не пожалейте,

И сундук открыть сумейте!

Первое задание отгадайте загадку

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

Слайд1после ответов детей

Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел

Откуда хлеб пришел? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники.

Ребята, а вам известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин — помощников у них:комбайны, сеялки, трактора.

Чтоб второй замок открыть вам надо картинки по порядку разложить.

Дети делятся на 2 команды. Раскладывают картинки по порядку, а затем команды меняются местами и проверяют правильность выполненного задания

Что изображено на этих картинках? (Как на Руси раньше хлеб люди выращивали.)

1 картинка- Землю пахали плугом. Подготовка земли под посев работа тяжелая. Чтобы земля «ожила» надо было ее вспахать и не раз: сначала осенью, а потом весной. После того как поле вспахали его надо было боронить после чего земля становилась рыхлой готовой к посеву.

Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели. Дети показывают, как зерно разбрасывать.

Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?

(Погода должна быть безветренной).

Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)

Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

3 картинка-Уборка урожая

Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.

4 картинка- Сушка. Колосья сушили, а затем молотили зерно с помощью цепа. Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп — ручное орудие, чтобы молотить — и им били по колоскам.

5 картинка- Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука.

6 картинка — Из муки много вкусного готовили, но главное — хлеб.

Физкультминутка «Колос растет».

Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю

(дети приседают на корточки)

Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.

Дети медленно встают, поднимая руки вверх

Колоски к солнцу тянутся,

Дети напрягают руки

Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,

Дети расслабляются, опускают руки, голову

Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,

В поле выросли чудесные колоски!

Дети улыбаются друг другу

Игра «Третий лишний»

Дети делятся на три пары

1 кукуруза, пшеница,рожь

2 гречка, пшеница,рожь

3 горох, пшеница, рожь.

Как вы думаете какое зерно здесь лишнее?

Посмотрите внимательно на зерна пшеницы, чем они отличаются друг от друга?

Ребята, почему один хлеб белый, а другой черный? (Ответ: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки).

Педагог предлагает подойти к столам, где стоят миски с мукой пшеничной и ржаной. Предлагает рассмотреть два вида муки, сравнить их по цвету, попробовать какая мука по свойству рассыпчатая или твёрдая, имеет запах или нет.

Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки — стойте тихо. Готовы? Начинаем!

Читать также:  Как правильно выращивать помидоры в открытом грунте

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Подумайте и назовите много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

Открывается последний замок

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Слайд 12 и музыка

— Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, а какие задания вам больше всего понравились? Какое задание вам показалось самым трудным?Что нового вы сегодня узнали, интересного?

Конспект интегрированной непрерывно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова. Как хлеб к нам на стол пришел» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб — всему голова» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб – всему голова» Дата проведения:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Как хлеб попал на стол» Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Как хлеб попал на стол» Цель: обогатить знания детей о хлебе как одном из величайших.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство». Задачи. Образовательные: обобщить представления детей о хлебе как одном из самых ценных продуктов питания и величайших богатств на земле.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб» Цель: Обучение пересказу. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей пересказывать полно, последовательно, выразительно. 2. Способствовать.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришёл» Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда к нам хлеб пришёл». Программное содержание: дать детям понятие,.

Сценарий развлечения в старшей группе детского сада «Богатырское наследие Руси» Конспект развлечения в старшей группе детского сада. Тема: «Богатырское наследие Руси». Цели: • формировать представление о героическом.

Конспект занятия с элементами ТРИЗ в старшей группе «Хлеб — в нем наша сила и здоровья» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи. Воспитание бережного.

Тема недели «Хлеб-всему голова!» (фотоотчёт) В нашем детском саду проходит тематическая неделя: «Хлеб – всему голова!» Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Откуда хлеб на стол пришёл?»

Автор: , воспитатель, 1 квалификационная категория

Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и в наше время.

    Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых (хлеборобам, хлебопекам),

бережное отношение к хлебу.

    Развивать логическое мышление, внимание.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает: «Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?»

(Молочная каша, булка, чай)

(Омлет, булка с маслом, кофе)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Слайд №1 Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Слайд №2 Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Ответы детей (Мама купила в магазине)

А, как он в магазин попал, хотите расскажу?

Ну, тогда слушайте. Сначала я вас познакомлю, как раньше на Руси выращивали хлеб?

Слайд №З Сначала землю нужно было вспахать. Вот запряжёт крестьянин в плуг соху или лошадь и вспашет полоску земли. После этого нужно было посеять зерно.

Слайд №4 К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно.)

А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (Безветренная.) Почему?

Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.) Вот и кликали люди дождик.

«Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки».

Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.

А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей.)

Слайд №5 Воспитатель. Молодцы.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь» и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки слайд №6 косы, а женщины серпы и шли в поле. Ребята, обратите внимание как выглядит коса, а как слайд №7 серп, вот посмотрите на эти орудия труда и запомните, что им на Руси убирали хлеб. Слайд №8 Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали слайд №9 цеп — ручное орудие для молотьбы — и били им по колоскам слайд №10.

Затем зерно просеивали и везли на мельницу слайд №11, там мололи, и получалась мука слайд №12. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая). А из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное — хлеб.

Слайд №13 Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех за широкими в доме столами. Крошку бросить считали за грех. И хлеб — соль — это русский обычай, словно символ людской доброты.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево — вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжка)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Вот мы с вами познакомились, как раньше на Руси выращивали хлеб. А хотите, я вам расскажу, как хлеб выращивают сейчас в наше время?

Сначала люди выращивают пшеницу и рожь. Теперь же, выращивать хлеб людям помогают десятки умных и сильных машин слайд №14. Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором слайд №15 . Зимой при помощи снегопаха слайд №16 в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Не забывают колхозники и о пище для будущих посевов слайд №17 — разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения. Весной по вспаханному с осени полю, колхозники пускают

железные бороны слайд №18, после чего поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага. Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки слайд №19, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. После этого они ждут, когда вырастет урожай. Наконец пшеница созрела слайд №20, и колхозники начинают жатву. Комбайны с жатками слайд №21 срезают густую пшеницу и укладывают её в валки. Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают слайд №22. Чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через зерноочистительную машину. Слайд №23 А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы Слайд №24.

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод Слайд №25 Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) слайд №26 пекут хлеб, булки, батоны, сайки, слайд №27 баранки — всё то, что мы так любим. Готовый хлеб, булки, батоны машины развозят по магазинам. Слайд №28 Так хлеб попадает в магазин. Слайд №29

Читать также:  Как выращивать поросят в домашних условиях с 1 месяца

Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек.) Крошки хлеба какие? (Хлебные ) Квас из хлеба как называется? (Хлебный.) Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка.) Посуда для хлеба. (Хлебница.) Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.) Кто печет хлеб? (Хлебопек.) Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод.) Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия.)

Молодцы! Вы хорошо играли.

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

Посмотрите, какие нужны компоненты Слайд №30

Давайте их назовём. (Ответы детей).

Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

Ребята, а что ещё пекут из муки? Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

Дидактическая игра «Что пекут из муки?»

На столе лежат картинки с изображением разных продуктов: хлебобулочных изделий, молочных, мясных и др. Детям дается задание выбрать только те картинки, на которых изображены продукты, сделанные из муки. Дети объясняют свой выбор.

Ну вот ребята, сегодня мы с вами познакомились с тем, как хлеб выращивали на Руси и как это делают сейчас. Вам понравилось? А что вам особенно запомнилось?

Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб, так ведь ребята? Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).

Воспитатель уточняет: Что значит бережно? Куда деть крошки?

Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его. Слайд №31

План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
Конспект занятия в старшей группе «как наши предки выращивали хлеб» .

. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»

1. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб — это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).

2. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

4. Инд. раб. с Яной И. Сашей И. Викой Ч . . Активизировать словарь: прилагательные — пышный, душистый, ржаной, пшеничный; существительные — серп, цепа; хлебобулочные изделия.

Материал к занятию: колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый, каравай; иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля; процесса жатвы и молотьбы; пшеничные ростки, мучные изделия; карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребенка.

Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

— Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:

Отгадать легко и быстро

Легкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (Хлеб).

— Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)

А сейчас я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб.

Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо.

А как вы думаете, какая должна быть погода? (безветренная) Почему? (Чтобы семена ровно ложились в борозды)

— Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений?(солнце, вода, тепло)

Физминутка «Колосок растет»

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу)

— Народ сложил много пословиц о хлебе. Какие пословицы вызнаете?

Хлеб всему голова.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

Вода вымоет, хлеб накормит.

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

И обед не в обед, коли хлеба нет.

— Молодцы, ребята, много пословиц знаете.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»

— Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу — ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука (иллюстрация). Из муки пекли хлеб.

Как же вырастить хлеб?

Игра: «Что сначала, что потом?

Дети последовательно раскладывают карточки: зернышко на пашне, росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб.

— Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?

Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

— Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?

Хлеб растет не для объедков,

От зари и до зари,

Говорят в народе метко,

Съесть не можешь, не бери!

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

— Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины) . А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия) .

— Ребята, а в старину пекли круглый хлеб и называли его «каравай». Мы сегодня с вами тоже сделаем свои караваи (работа соленым тестом)

Практическая часть: дети из соленого теста лепят хлебобулочные изделия.

Воспитатель вносит каравай с пожеланиями:

Дай бог тому,
Кто в этом дому.
Тому рожь густа
Рожь ужимиста
С колосу осьмина
С ползерна пирог
Счастья дай вам бог!

— Ребята, а сейчас мы с вами попьем чай с караваем и угостим наших гостей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.ТЕМА: «НАШИ ИМЕНА»ЦЕЛЬ: Способствовать гармонизации осознавать своё имя. Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Ознакомить с положением: кажды.

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.

Формирование представлений о правилах дорожного движения, светофоре, его назначении, цветовых сигналах. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, способности к предвидению возможной опасност.

Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб –всему голова.

Цели: познакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: репродукции картин А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Р.

Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его в работе с детьми.

Задачи: Дать знания детям о государственном празднике 23 февраля, о Российской армии и родах войск (моряки, пограничники, летчики).Уточнить представление о защитнике Отечества – воине, охраняющем и за.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-situaci-po-poznavatelnomu-razvitiyu-kak-nashi-predki-vyraschivali-hleb.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-starshei-grupe-tema-hleb-na-rusi.html

http://pandia.ru/text/80/531/74339.php

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/17/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-kak-nashi-predki-vyrashchivali

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector