Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Древние люди начали хранить свое зерно еще задолго до тех пор, когда были одомашнены некоторые зерновые культуры.

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Об этом историческом факте сегодня может свидетельствовать недавно сделанные на раскопке в Иордании находки. В селении Дхра, что находится неподалеку от Мертвого моря, были обнаружены амбары, которые древние поселенцы использовали как хранилища для своего урожая.
Учеными из Университета Нотр-Дам (что в штате Индиана, США) были исследованы помещения, и стало возможным определить их возраст — как оказалось им примерно от 11 300 до 11 175 лет. Ученые пришли к выводу, что процесс одомашнивания злаков на Ближнем Востоке начал происходить на тысячу лет позже. Микроскопические остатки зерен дикого ячменя, которые были обнаруженные в амбаре, свидетельствуют нам о том, что древними обитателями селений, у которых уровень развития был очень низким, уже тогда собирали зерно, не смотря на то, что у них еще не скоро начнется процесс культивирований сельскохозяйственных растений.
Амбар, обнаруженный учеными из Университета Нотр-Дам, находился между двумя другими строениями. Одно из которых, как оказалось, служило поселенцам жильем, а в второе служило помещением в котором происходил помол зерна при помощи специальных, каменных жерновов, что было в то время последним достижением прогресса и техники. Обнаруженное зернохранилище имело округлую форму, а его стены были воздвигнуты с использованием камней и глины. По заявлению некоторых исследователей, древние люди смогли добиться того, что пол помещения был несколько приподнят относительно уровня земли, что в свою очередь было способно обеспечить достаточную циркуляцию воздуха, и помогало защищать запасы от набегов вездесущих грызунов.
Как нам с вами известно, одними из первых одомашненных человеком злаками стала пшеница. Время появления культурных сортов пшеницы до сих пор точно не установлено, но, как выяснилось, это произошло не позднее чем в первой половине VIII тысячелетия до нашей эры в нескольких местах в северной части Леванта: около населенных пунктов Тель-Асвад, Иерихон, Ирак-эд-Дубб. Как потом было доказано расширение домашней пшеницы по миру происходило и брало свое начало именно оттуда, благодаря караванным путям, простирающимся по округе описанных выше мест. Других археологических доказательств раннего одомашнивания этих злаков где-либо, кроме как на Ближнем Востоке, отсутствуют. На сегоднишний день зерно можно покупать через интернет магазины.

§ 6. Древние земледельцы и скотовод

но стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так роди­лось земледелие, а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой — палкой с крепким сучком.

Зерно перетирали между тяжёлыми плоскими камня­ми. Так появились зернотёрки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепёшки и пекли их на раскалённых в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тыся­челетия. Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте — вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

2. Одомашнивание животных и скотоводство. Охотни­ки иногда приносили живых детёнышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали

Раненый бизон угрожающе склонился над поверженным охотником

к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Первым живот­ным, ставшим служить людям, была собака.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

3. Неолитическая революция. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занима­лись не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жиз­ни — пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледе­лия и скотоводства. Это был величай­ший переворот в жизни древних лю­дей. Он пришёлся на неолит.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разно­образные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремёсленни-

Пастух. Совре­менный рисунок

ки — люди, которые соз­давали орудия труда, ору­жие, посуду. Ремесленни­ки обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в об­мен на свои изделия. Про­изошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

4. Посуда из глины. В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древ­ние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина за­сыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно об­жигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4-м тысячелетии до н. э. был изобретён гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и со­ломы. В период неолита человек изо­брёл простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натяги­вался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привя­зывались камешки. Через этот ряд по­перечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.

Древнейший ткацкий станок. Реконструкция

Сосуд в виде человеческой головы. Период неолита

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и ко­нопли. Для этого была изобретена прялка.

Читать также:  Выращиваем кристаллы в домашних условиях инструкция

Появление новых изобретений и совершенствование про­изводственной деятельности делали жизнь человека более удобной и разнообразной.

ид,| д • ‘ ,И — ‘ ■ -Ж . «Р—,-[3] Щ) -■ .Ц

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

У человека избытка железа не бывает.

сейчас злаковые везде, но речь идет о очагах возникновения вообще. Можно определить по генам предка.

Насчет мяса — это мясо у них в булочках, но вообще про америкосов это моя вставка ))) Насколько я знаю диетологи запрещают есть изделия из муки, а из зерна рекомендуют для прочистки кишечника, т.к. зерна не растворяются в желудке.

Насчет урожайности. Как насчет той самой культивированной пшеницы, которая предок современных? Однозерновые например? Современная пшеница такая же ГМ. Хотя даже те древние однозерновые тоже ГМ.

Насчет овощей и злаковых. Попробуй есть хлеб и воду, посмотрим )) Я и не говорю, что овощи супер продукт, но те же бобы или грибы по калорийности близки к мясу.

Геном пшеницы составляют целых 17 миллиардов пар нуклеотидов – «кирпичиков» ДНК (у человека, для сравнения – три миллиарда)

НИЧЕГО СЕБЕ, оказывается у нас геном вообще маленький )

В первых донесениях амурских казаков, якуты на Амуре зафиксированы. Отвыкайте думать до порусской истории Саха Сирэ и Северо-Восточной Азии административными границами. И вам обрящется.

Земледелие до прихода русских?

В языке Саха. Т.е есть множество собственных слов связанных с земледелием.

О прибывание на Амуре?

Есть первые отписки казаков с Амура, где они встретили там якутов.

то что охота древнее землепашества по моему очевидно.
А то что земледельцы по разным причинам стали охотниками тоже объяснимо.
Аридизация Австралии достаточный для этого повод. В пустыне как бы труднее вести земледелие чем охотиться.

А так, появление культурных растений и животных, это революция которая даже значимее чем нынешнее НТР.
Но как это получилось у наших предков, действительно загадка.

стали культивировать 15-10 тыщ лет назад.
Но стало ли возделывание злаковых началом земледелия?
Давайте посмотрим на тропические страны Африки, Индии, Индонезии, Индокитая и Южного Китая. Что там выращивают самые древние и примитивные племена?
Они выращивают маниоку. Многолетнее растение семейства Молочайные.
В еду используют похожий на картофелину корень. Маниок достигает двух с половиной метров в высоту; корень может достигать восьми сантиметров в диаметре и одного метра в длину, масса варьирует от трех до десяти кг. В корнеплодах много крахмала. В сыром виде корнеплоды очень ядовиты, и употребляются в пищу лишь вареными или печеными. Из сырого маниока делают крупу (тапиоку), из которой варят кашу, а сушеный маниок перемалывают в муку, из которой пекут тонкие лепешки, известные как «хлеб из кассавы».

Маниоку выращивают даже самые примитивные в культурном отношении племена джунглей Юж.Индии, которые в рассовом отношении являются предками австролоидов.

Обратите внимание на тот факт, что маниока в сыром виде ядовита и чтоб её есть её надо испечь. Для чего надо овладеть огнём.
Т.е. древний человек научился разводить огонь не для приготовления мяса, а для приготовления еды из растений. Видимо древний человек обратил внимание на тот факт, что после лесных пожаров корни некоторых растений становятся очень вкусными. И имено это, а не охота, заставило др.человека разводить огонь.
Те древние люди которые начинали заниматься исключительно охотой быстро деградировали и становились тупиковой ветвью развития человека. Например неандертальцы. Из современных людей — это аборигены Австралии, охотники на северного морского зверя, жители островов Огненная Земля.

Имено употребление в пищу печёных и варёных растений позволило др.людям уменьшить челюсти и, следовательно, увеличить свой мозг.

Зачем древним людям, если они занимались исключительно охотой, надо было уходить из Африки? Там до сих пор зверья как ховна.

Только земледелие могло заставить предков человека мигрировать на новые территории для возделывания своих древних растений. Только это. Потому что земледелие истощало землю и древнему человеку приходилось искать новые земли для своих полей. Только это.

Михаил. Хорошая гипотеза. С большой перспективой. 5+ )))

ЗЫ. Теперь понятно почему якуты начали разбегаться со Средней Лены. В сторону Амура и т.д.

в том то и дело, что собирать и сажать дикие растения не проблема, тем более в условиях тропиков на 1 кв. км сотни видов растений и так до сих пор. Конечно, можно сажать понравившиеся рядышком, можно уничтожать «сорняки».

Но получить культивированную пшеницу НЕВОЗМОЖНО с такой технологией, т.е. тупо скрещивать и скрещивать — на это ушло бы десятки тысячелетий УПОРНОГО КАЖДОДНЕВНОГО ТРУДА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППОЙ ЛЮДЕЙ.

Цитата:
Как известно и как подтверждает это профессионал Н.Вавилов, добиться «простой» селекцией подобного изменения количества хромосом не так-то просто (если не сказать – практически невозможно). Если бы одна хромосома распалась на две или, наоборот, две слились в одну, проблем бы не было. Ведь подобное – дело вполне обычное для естественных мутаций, с точки зрения эволюционной теории. А вот для удвоения и тем более утроения сразу всего хромосомного набора нужны методы и способы, которые и современная-то наука не всегда в состоянии обеспечить, поскольку нужно вмешательство на генном уровне.

Однако весь характер распространения сортов пшеницы на земном шаре свидетельствует о том, что различие между ними существовало уже на самых ранних стадиях земледелия! Говоря другими словами, сложнейшие работы по модификации сортов пшеницы (и в кратчайшие сроки. ) должны были реализовывать люди с деревянными мотыгами и примитивными серпами с каменными режущими зубьями. Представляете себе всю абсурдность такой картины .

Н.Вавилов приходит к выводу, что теоретически (подчеркнем – только теоретически. ) нельзя отрицать возможного родства, скажем, твердой и мягкой пшеницы, но для этого надо отодвигать сроки культурного земледелия и целенаправленной селекции на десятки тысячелетий назад. А к этому нет абсолютно никаких археологических предпосылок, поскольку даже самые ранние находки не превышают по возрасту 15 тысяч лет, но уже обнаруживают «готовое» разнообразие видов пшеницы.

Читать также:  Можно ли выращивать виноград под навесом из поликарбоната

и челюсти больше. И вообще величина мозга не влияет на развитие. Есть люди с дефектами мозга приобретенными или от рождения, иногда они живут полноценной жизнью, т.е. важно устройство мозга, структура.

Но еще раз — 15 тыщ лет назад находят уже современную пшеницу, а ведь 10 тысяч лет должны были уйти на постепенное селекционирование. И еще самое странное нет переходных форм — между дикой и культивированной — огромная пропасть, еще больше между чем обезьяной и человеком. Там такая же картина — дикой нет, одна культивированная, а где есть дикая там нет культивированной. И они почти не скрещиваются в виду сильного отличия.

Пшеница не сразу окультурилась
6.04.06 | Археология, Биология, Елена Наймарк | Комментировать

Урожай дикой пшеницы-однозернянки, выращенный археологами с помощью неолитических сельскохозяйственных орудий (фото с сайта Джорджа Уилкокса, perso.wanadoo.fr/g.willcox)

Одомашнивание пшеницы, по-видимому, заняло больше времени, чем принято считать. Культурные сорта пшеницы отвоевывали господствующие позиции на полях древних земледельцев не меньше тысячи лет. В этот период на скудных полях неолитических тружеников росли и дикие, и культурные сорта. И дело тут в особенностях первобытной селекции.

Николай Иванович Вавилов с самых юных лет изумлялся разнообразию сортов пшениц — к началу XX века, когда Вавилов приступил к научным исследованиям в Бюро по прикладной ботанике, их уже было известно не менее 200. Эта загадка и отправила Николая Ивановича в экспедиции на Ближний Восток, в Персию, в Курдистан, затем и в Афганистан, на Бадахшанское нагорье, где и зародилась теория о центрах происхождения культурных растений.

Центры происхождения культурных растений по Вавилову находятся не там, где найдены самые примитивные сорта, а там, где наиболее велико сортовое разнообразие той или иной культуры. Именно в этом месте и стоит искать начало посевной традиции данного растения. Для пшениц Н. И. Вавилов выделил ближневосточный центр древнего земледелия. Исследования этого древнего земледельческого центра продолжаются до сих пор, открывая всё новые стороны процесса окультуривания земель и превращения общества бродяг-охотников в общество оседлых земледельцев.

Кен-ичи Танно и Джордж Уилкокс из Института гуманитарных и естественных наук Киото (Япония) и Национального центра научных исследований (Франция) опубликовали результаты исследований самого древнего, неолитического, этапа становления растениеводства на этой территории. Прежде считалось, что этот процесс на Ближнем Востоке прошел быстро: в течение 200–800 лет неолитические земледельцы вывели сорта культурной пшеницы и начали их повсеместно эксплуатировать. Эти цифры базировались на средних скоростях искусственной селекции при целенаправленной деятельности растениеводов.

Так менялась доля дикой и культурной пшеницы по образцам из различных стоянок каменного века (рис. из статьи в Science)

Джордж Уилкокс с этим не согласен: в течение уже 20 лет он отстаивает другую точку зрения, согласно которой древние земледельцы никакого отбора не вели, а выведение и распространение культурных пшениц тянулось никак не меньше тысячи лет. Чтобы это доказать, он разбил свой опытный участок с сортами дикой пшеницы, обрабатывал поля каменными орудиями и показал, что никакой селекции при первобытном способе выращивания и сбора урожая не происходит.

Новое доказательство своей гипотезы этот ученый совместно с коллегой из Японии получил, исследуя находки колосьев пшеницы с ближневосточных неолитических стоянок. По морфологии колосков легко отличить дикую пшеницу от культурной. У дикой пшеницы созревшие колоски с зернами легко опадают, особенно те, что расположены на верхушке. Колосковые чешуи отваливаются вместе с зерном, оставляя на стебле характерный шрам. Зернышки на верхушке колоса созревают первыми и первыми опадают, оставляя колос с голой верхушкой. У культурной пшеницы даже созревшее зерно падает с колоса только после механического удара (обмолота), колосковые чешуи при этом остаются на стебле. Неопадающие колоски — это одно из полезнейших для земледельца свойств, поскольку оно предотвращает опадение спелых зерен до сбора урожая.

Определив по этим признакам долю диких и культурных колосьев на стоянках различного возраста (от 10 до 6 тысяч лет до н. э.), археологи показали, что в течение тысячи лет древние земледельцы сеяли на своих полях в основном дикую пшеницу. 8 тысяч лет назад в их посевах было примерно поровну культурной и дикой пшеницы, и только 6,5 тысяч лет назад культурные сорта полностью вытеснили дикие. Эти выводы подтверждаются и находками овса на стоянках древних земледельцев.

Такие медленные темпы искусственного отбора объясняются тем, что в хозяйственной традиции неолита не только не было целенаправленной селекции, но и неосознанный отбор был крайне затруднен. Считалось, что при неосознанном отборе скороспелые опадающие зерна падали до времени сбора урожая, а мутантные неопадающие оставались на полях, их собирали и сеяли на следующий год. Так постепенно накапливались неопадающие семена. Но археологи пришли к выводу, что древние земледельцы, чтобы избежать потерь зерна при сборе урожая, собирали его еще до полного созревания семян. Таким образом, никакого отбора и накопления неопадающих зерен не могло быть. Мало того, при потере урожая семенной запас возобновлялся за счет дикой пшеницы, и неспешный путь селекции начинался заново.

Цифры, представленные археологами, вполне убедительны, но лично мне хотелось бы увидеть продолжение этого исследования, выполненное на рисе. Как-никак один из авторов работы — представитель древней рисоводческой культуры, о которой писал еще Н. И. Вавилов. И еще мне было бы отрадно увидеть в публикациях западных ученых хоть одну ссылку на работы Н. И. Вавилова, этого русского гения, стоявшего у истоков исследований происхождения культурных растений.

Читать также:  Можно ли выращивать бархатцы в квартире круглый год

Источник: Ken-ichi Tanno, George Willcox. How Fast Was Wild Wheat Domesticated? // Science, 2006. V. 311. P. 1886.

Культурные растения поля. Зерновые культуры

На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

Группы культурных растений

Вы уже знаете, что культурные растения человек выращивает с целью получения урожая. При этом человек использует разные части растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды, а также семена.

Давайте рассмотрим, на какие группы можно разделить культурные растения.

Овощные – это растения, которые человек выращивает на полях и огородах.

Плодовые – это растения, которые выращиваются в садах.

Декоративные – эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.

Прядильные – эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.

На рисунке 4 изображен хлопчатник. Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.

Зерновые культуры

И последняя группа – это зерновые культуры. Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений – зерна. Второе название – злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.

Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.

Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.

Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.

Пословицы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Щи да каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.

Из гречихи получают гречневую крупу.

Ячмень дает нам два вида круп: перловую – это целое зерно, и ячневую – дробленое зерно.

Просо идет для производства пшена.

В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса, а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша – очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.

Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.

А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.

Пословицы о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь – это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница – вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.

Вот он – теплый, золотистый.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб —
Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

Вывод урока

На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие группы растений вы знаете?

2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.

3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

http://fermer.ru/content/drevnie-lyudi-nachali-hranit-svoe-zerno-eshche-zadolgo-do-teh-por-kogda-byli-odomashneny-nekotorye-zernovye-kultury-69732

http://finances.social/drevnego-mira-istoriya/drevnie-zemledeltsyi-skotovod-71780.html

http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=11891236

http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/kulturnye-rasteniya-polya-zernovye-kultury?secon

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector