Расскажи для чего люди выращивают культурные растения

Урок по теме «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Задачи урока:

  • дать отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
  • познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными);
  • расширить знания учащихся о культурных растениях своего края; выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.

I. Организация класса.

1. Проверка домашнего задания.

Яблоня, крыжовник, груша, сосна, берёза, лиственница – как они размножаются? Разделите их на две группы ( цветковые и не цветковые).

а) Вспомните стихотворение Валентина Берестова

Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, так как человека просто не будет. Вспомните роль зелёных растений в “приготовлении пищи” для всего живого на Земле и обогащении воздуха кислородом, необходимым для дыхания. По всей значимости каждое растение достойно бережного отношения к нему, и его необходимо беречь.

Назовите правила поведения на природе:

1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны, барабаны!

2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

4. Убирайте за собой мусор, не оставляйте его на природе!

5. Берегите почву!

6. Берегите прекрасный мир растений!

7. При сборе трав, грибов бережно относитесь к тому, на чём они росли!

8. Не ловите детёнышей диких животных!

2. Сообщение и темы урока.

— Сегодня мы познакомимся с вами с культурными растениями разных групп; узнаем, какие части культурных растений человек использует в пищу. Занятие будем проводить в форме заседания “Мы и окружающий мир”.

— Нужно составить доклад на тему: “Культурные растения”.

II. Работа над новым материалом.

— Наш учёный Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

Маша рассказала, что люди специально сажают Культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с культурными растениями прорастают растения, которые никто не сажал: одуванчики, осот, лебеда – это дикорастущие растения.

— Миша удивился: откуда они берутся?

— Откройте учебник — стр. 88.

— Рассмотрите рисунок и помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил (роль животных в распространении плодов и семян).

— А как ещё расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).

III. Закрепление нового материала.

— Для закрепления знаний о культурных и дикорастущих растений откройте

Тетрадь для с – р с. 36. задание 50.

— Маша и Миша говорят об одних и тех же культурных растениях. Но каждый предлагает свою классификацию.

— Миша предлагает разделить все культ. раст. на группы в зависимости от того зачем

(для чего) человек их выращивает.

— Прочитайте, что сообщает нам Миша.

— Учитель читает на стр. 88, 89, 90. Обобщение: на какие группы разделил Миша культурные растения?

После чтения и обобщения Мишина схема.

Культурные растения для:

  • своего питания
  • изготовление тканей
  • животных
  • красоты

Маша делит эти же растения на группы, отвечая на другой вопрос: какие культурные растения выращивает человек: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные, лекарственные. Машина схема.

Для чего люди выращивают культурные растения?

Немного странный вопрос, не находите? Не будь культурных сортов мы бы до сих пор если пресные дички, хурма бы вязала рот со страшной силой (а может ее и в рот взять было бы невозможно). У нас на даче под Минском абрикос, посаженный лет пятнадцать назад, каждую зиму вымерзал, за лето заново отрастал и снова вымерзал, пока я его не выкопал и не выбросил. А сейчас благодаря гибридным сортам, абрикос нормально плодоносит. Да что абрикос, соседи арбузы выращивают. А вы говорите для чего))

Культурные растения (их можно ещё условно назвать и агрокультурными) нужны человеку для того, чтобы:

  • Завтракать, обедать и ужинать.
  • Одеваться.
  • Лечиться.
  • Любоваться.
  • Строить жилища.

Человек, являясь в какой-то степени хищником, в то же самое время может быть и вегетарианцем. Любя носить меха, может от них и отказаться. Покупая в аптеках синтетические лекарственные средства, может во многих случаях обойтись и выращиваемыми им травами. Рассматривая картинки в журналах, продолжает хотеть выйти в сад и полюбоваться на цветущие розы. Покупая пластмассовые коробки и шкатулки, не отказывается и от деревянных.

Все растения, которые человек сажает и в уходе за которыми человек принимает хоть какое-то участие, считают культурными.

Видимо, неспроста он их сажает. 🙂

Люди с давних времен занимались окультуриванием растений, проводили селекцию отбирая лучшие сорта, отвечающие предъявляемым к ним практическим целям. Самый простой и напрашивающийся ответ — культурные растения выращивали для еды. Это различные зерновые культуры, которые давали хлеб; это овощи, которые использовали для приготовления многих шедевров кулинарии; это плодовые культуры, служащие десертом; это масличные культуры вроде подсолнухов; это сахароносные культуры — тростник и сахарная свекла; наконец это стимулирующие растения — чай, кофе. Однако есть и другие группы культурных растений, которые не идут в пищу. Это волокнистые, например лен или хлопок, из которых делают ткани и это декоративные — различные цветы, которые служат исключительно для красоты и эстетического наслаждения.

Читать также:  Как выращивать огурцы в домашних условиях на подоконнике

Для чего люди выращивают культурные растения?

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ Презентация1.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

Лечат человека Дают много полезных вещей

Культурные растения Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу называют культурными.

НА КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ РАСТЕНИЯ? дикорастущие культурные Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и около водоёма. Их сажает и выращивает человек и в саду, и в поле, и в огороде.

Культурные растения плодовые овощные зерновые прядильные декоративные

1)Как называется растение? 2)Где растет? 3) Для чего нужно людям? 4) К какой группе культурных растений относится?

На какие две группы можно разделить все растения? С какими группами культурных растений вы познакомились? Приведите примеры растений каждой группы

Сегодня на уроке я….

Выбранный для просмотра документ культурные растения.doc

План – конспект урока

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебный предмет: окружающий мир

Авторы ученика, учебных пособий, тетрадей: О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

Тема урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Сформировать понятие «культурные» растения;

Назвать признаки, отличающие «культурные» растения от «дикорастущих» растений

Познакомить с «культурными» растениями разных групп

Расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.

Знают «культурные» растения

Умеют выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

Умеют различать группы культурных растений;

Умеют рассказывать о культурных растениях родного края;

Сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты обучения: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделяют нужную информацию для решения практической или учебной задачи; работают с соседом по парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное мнение.

Предметные результаты обучения: учащиеся в ходе урока выделяют существенные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; строят логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану; выполняют действия по предложенному плану.

Тип урока: Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир»

Оборудование: учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельных работ, презентация, компьютер, проектор, экран, картинки с дикорастущими и культурными растениями, схемы, гербарий культурных растений, синий и красный карандаш.

Проверка домашнего задания

Определение темы, постановка цели

Составление плана работы

Организация работы по реализации плана

Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности

1. Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка, карандаш?

С усердием трудитесь!

-Какой урок? Слайд 1

-Чем мы занимаемся на уроке окружающего мира? Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. Готовы?

2. Проверка домашнего задания.

– Вспомните, на какие три группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы) Слайд 2

-Какое значение для человека играют растения?

(кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ) Слайд 3

-А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Растения — хвойные и лиственные)

Чем отличаются лиственные от хвойных?

3. Актуализация знаний

Подумайте, какое это имеет отношение к уроку окружающего мира?

Смешарики (Копатыч) борются с сорняками. Сорняки лишние, мешают расти овощам на огороде. Слайд 4

4. Определение темы, постановка цели

-Давайте определим тему урока? О каких растениях будем говорить? (Надо узнать о растениях которые выращивает человек. Для чего он выращивает эти растения?)

-Не знаем. О чем надо узнать на уроке? Поставьте перед собой цель.

-Для чего люди выращивают ……..растения? (Формулировка проблемы: не можем правильно назвать эту группу растений)Слайд 5(название темы)

-В чем испытали затруднение? (Выделение следствий: не знаем, как называются эти растения)

5. Составление плана работы

4 заседание клуба задание от председателя Кости Погодина на тему «……» (на доске)

-Он имеет в виду те, которые выращивает человек для себя.

-Что надо узнать, чему научиться, чтобы выполнить это задание. (запись на доске)

1)Название растений, которые выращивает человек.

2) Для чего он их выращивает.

3) Где выращивает?

6. Организация работы по реализации плана

-С чего начнем? Как будем искать ответы на уроке? ( Прочитать в учебнике)

Читать также:  Можно ли в домашних условиях выращивать шампиньоны

— Начнем с названия.

Вам знакомо слово «Культура»? -Дикий человек сам по себе, никто его не воспитывает, а воспитанный человек его воспитывали, обучали.- культурный человек- от слова «культура»

-Как понимаете?

-В толковом словаре «Культура» обозначает возделывание, обработка, образование, это приобретенное качество благодаря специальной обработке, воспитанию, образованию.

— Как связаны люди и тема нашего урока? (Наверное будем говорить о растениях, за которыми ухаживает человек, выращивает их для себя о культурных растениях)

Посмотрите на рисунки Чем отличаются? (дикая яблоня — садовая яблоня) Слайд 6

земляника лесная –садовая клубника Слайд 7

шиповник- роза Слайд 8

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Чем отличаются яблони?

На доске таблички: дикорастущие растения и культурные растения.

-В группе разделите гербарии растений на дикорастущие растения и культурные растения и выставите их на доску. ( Дети в группе делят гербарии растений на дикорастущие и культурные, и выставляют их на доску.)

-Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? ( За дикими растениями ни кто не ухаживает. А за культурными растениями человек ухаживает он выращивает их для себя )Слайд 9

-Оцените работу своей группы, свою работу в группе на листе оценивания.

-Найдите в классе рисунки культурных растений — девочки, мальчики — рисунки дикорастущих растений. (Ребята ходят по классу, находят рисунки с нужными растениями.)

-Проверьте девочки у мальчиков, мальчики у девочек. ( Оценивают работу)

7. Первичное закрепление

-Сейчас выполним работу в тетради для самостоятельной работы, упражнение №50 (индивидуальное выполнение) с проверкой . Учащиеся читают названия растений. Знаком синего цвета отмечают названия дикорастущих растений, знаком красного цвета название культурных растений. Проверим себя. Прочитайте культурные растения. — Сейчас выполним упражнение №51 Слайд 10 ( №51Учащиеся в предложенном списке (яблоня, груша, земляника, малина, слива) Объясняя свой выбор тем, что эти растения могут быть как культурными, так и дикорастущими. — Проверим себя. Кто сомневался поставьте ? Кто не допустил ошибок? Поставьте +, 1-2 — +- -Чему учились, выполняя эти задания? (Отличать дикорастущие растения от культурных)

8. Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по эталону

1)-Рассмотрим культурные растения на доске.

-Что их объединяет? -Чем они отличаются? Где выращивает эти растения человек?

-Оказывается культурные растения тоже делятся на группы.

2)Прочитайте, как Миша разделил на группы культурные растения, в учебнике с. 88-90 и дополните схему 2-3 примерами растений. ( Место выращивания, для чего выращивают назначение)

Проверим себя. Как Миша разделил культурные растения? Слайд 11

(Индивидуально заполняют схему Дети рассказывают по очереди, что Миша разделил растения по принципу — для чего человек выращивает растения.)

Кто не допустил ошибок? Поставьте +, 1-2 — +

3)Маша разделила на группы, дополнить схему ( Маша по признаку — какие культурные растения люди выращивают?) Слайды 12-16

-Кто правильно разделил на группы культурные растения? ( Миша и Маша оба правы.)

3)Работа с тетрадями для самостоятельной работы. № 52

Проверка по слайду. (Основание для деления — место, где выращивают растения)

9. Включение в систему знаний и повторение

1)Составление сообщения по плану

-Какое задание предлагал выполнить Костя Погодин. ( Составить доклад «Культурные растения нашего края».)

— (план на экране вместе с культурным растением) Слайд 18

1)Как называется растение?

3) Для чего нужно людям?

4) К какой группе культурных растений относится? ( Составляют рассказ о яблоне.)

2)Работа в парах

-Сейчас поработаем в парах. Каждая пара берет рисунки с культурными растениями с доски или гербарии растений и составляет рассказ по плану. ( Готовят выступление (2-3 минуты) по плану (план дан на карточке)

Любознательные ребята дома могут приготовить рассказ об одном из культурных растений, что-то дополнительно интересное или найти загадку (по выбору).

11. Рефлексия учебной деятельности

1)-Какую цель ставили на уроке?

2)-Какое открытие для себя сделали?

-Вспомните всю работу на уроке.

3)-Продолжите одно из предложений: Слайд 20

12. Итог урока — А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам!

Урок по окружающему миру во 2 классе Для чего люди выращивают культурные растения? (Четвёртое заседание клуба)

Тема урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

(Четвёртое заседание клуба).

назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;

познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными);

продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,

коммуникативных умений и навыков (работа в парах, группах, в парах сменного состава)

Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».

Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это ……………………

Задание для всех присутствующих: составить доклад на тему «Культурные растения нашего края».

Читать также:  Уже более 10 лет в краснодарском крае выращивают чай

Кто из вас помнит, что такое доклад? (Высказывания детей.)

Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)

ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.

Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?

(Определить тему, составить план доклада.)

В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.

Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?

Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.

Дикорастущий — растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный — разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

Маша рассказала, что люди специально сажают культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с ними прорастают одуванчики, осот, лебеда, которые никто не сажал. Миша удивился: откуда они берутся?

Давайте поможем Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил.

Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник). Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).

Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины — поддерживающие деревянные клинья).

Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?

На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.

Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем.

Групповая работа. А сейчас я прошу вас разбиться на группы и внимательно послушать задание. Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».
Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада. (Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).
На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент.
Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях). Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).
Работа в парах постоянного состава. Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова. Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.

  • Какие растения вы добавили в каждую группу?
  • Какие растения попали в группу вместе со льном?
  • Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)

На стр. 87 найдите и зачитайте ещё раз тему доклада, который вы будите готовить дома. («Культурные растения нашего края»).
Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».

  • Откройте содержание.
  • О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).
  • Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?

Как размножаются растения………..51 Картофель………………………………….56 Зерновые растения……………………..57 Откуда хлеб на столе. 57 Как сеют хлеб. 59 Как хлеб убирают. 61
А теперь заглянем в список рекомендуемой литературы в конце хрестоматии на стр. 146. Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?
…………………
Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?

Мои ассистенты специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.
Закрепление. А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока. Работа в т.п.о. на с 36 №51. Дети выполняют задание индивидуально, а затем проверяют его в парах сменного состава. Один ученик выполняет это задание на компьютере, выделяя красным шрифтом названия культурных растений, синим — названия дикорастущих растений, а красно-синим — названия тех растений, которые могут быть как культурными, так и дикорастущими. После проверки в парах, дети сверяют правильность выполненного товарищем задания по образцу на экране.

  • Какие растения вы подчеркнули красным цветом?
  • Какие растения подчеркнули синим?
  • Почему некоторые растения вы подчеркнули дважды?

  • Если у вашего товарища всё правильно, вы можете взять из конверта одну из подготовленных нами фигурок белого аиста и наклеить её в верхний левый угол страницы.

Д.З. Дома вы выполните в Тетради для самостоятельных работ №50 и подготовите свой доклад на тему: «Культурные растения нашего края». Желаю вам успеха! Урок окончен.

Источники:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414263/

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/621381-dlja-chego-ljudi-vyraschivajut-kulturnye-rastenija.html

http://infourok.ru/material.html?mid=57359

http://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-c2969um.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector