Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Земледелие восточных славян

В пастоящем издании один из томов специально посвящен древней Руси. Поэтому здесь хозяйственная деятельность и общественный строй рассматриваются только для периода до IX в., когда у восточных славян складываются раннефеодальные отношения и формируется древнерусское государство.

Археологические материалы служат важнейшим источником освещения социально-экономической жизни восточнославянского общества в период, предшествующий сложению государственности. Фрагментарные свидетельства письменных источников подтверждают выводы и наблюдения, полученные на основе данных археологии.

Основным занятием славян второй половины I тысячелетия и. э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. К рассматриваемому здесь времени славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли значительных успехов в развитии земледелия. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужпому, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеднепров- скне области находились в орбите ировинциальнорим- ской культуры.

Одпим из важных показателей хозяйства и экономики славянского общества рассматриваемого здесь периода служит характер поселений. При выборе мест для них, несомненно, принимались во внимание прежде всего хозяйственные выгоды. Славянские поселения второй половины I тысячелетия и. э. отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Это касается не только южных районов восточнославянского расселения, ио и северных: население, оставившее сопки и длинные курганы, занимало главным образом такие местности, которые, как показывают почвенные карты, были наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности (Седов В. В., 1970а, с. 9, 10).

При раскопках славянских поселений времени, предшествующего сложению древнерусского государства, получены данные, которые прямо свидетельствуют о развитии земледелия. Па многих поселениях найдены земледельческие орудия — железные нараль- ники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда.

В VT—X вв. в южной части восточнославянской территории применялись весьма близкие по форме и пазмерлм широколопастные наральники с плечиками ( LXI). Они симметричны, с широкой, в виде равнобедренного треугольника, рабочей частью, часто утолщенной с помощью наварных пластин, и суженной трубицей. Делались наральники из одного куска железа. Для них характерны следующие размеры: длина 16—21,5 см, ширина лопасти 8—12 м. ширина втулки 6—8 см. Расширенная лопасть и узкая, почти разомкнутая втулка позволяют предполагать, что эти наконечники принадлежали орудию типа рала с полозом. используемого на сравнительно легких, вероятно старопахотных почвах (Чернецов А. В., 1976, с. 34). Такие наральники найдены при раскопках поселений в Пеньковке, Стецовке, Сахновке, Пастырском, Григоровке, Зимно, Рипневе, Хотомеле, Княжей Горе (Канев), Новотроицком, Волынцеве и др. Наконечники с плечиками известны в Восточной Европе с черпяховского периода. Но тогда они еще по получили широкого распространения. Классификация восточноевропейских наконечников пахотных орудий сделана Ю. А. Красновым (Краснов Ю. А., 1978, с, 98-113).

Единичными находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической частью землеобрабатываю- щих орудий были чересла — плужные пожи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чепесло, выкованное целиком из железа (Кухаренко Ю. В., 1961, 9, 17). Известны и втульчятьте чересла (Ляпушкин И. И., 1958а, LXXXVII, 3).

Во второй половине I тысячелетия н. э. первые железные наконечники пахотных орудий появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В основном это наральники без плечиков.

Наиболее ранним из них является сошник, найденный на берегу р. Ладожка в Старой Ладоге (Орлов С. Я., 1956, с. 142—144). Он прямоугольный в плане, с округлым рабочим краем. Втульчатая тру- бица образована двумя боковыми закраинами. Длина сошника 13,6 см. наибольшая ширина — 9,5 см.

Датировать эту находку затруднительно. Можно полагать, что она относится ко времени основания Староладожского поселения. Ближайшие по формам и размерам сошники известны в Средней Европе, где они встречены в германских и славянских землях на памятниках поздперимской и раннесреднечековой поры. Вероятно, оттуда сошники рассматриваемого типа проникли иа рубеже VI и VII вв. в северные области восточнославянского расселения и бытовали здесь вплоть до XI в. (Миролюбов М. А., 1972, с. 118, 119).

В горизонте Е3 культурного слоя Старой Ладоги (VIII в.) найден сошиик, имеющий рабочую часть в форме равнобедренного треугольника. В верхней части загнутые края образовывали втулку-трубицу, при помощи которой сошник крепился с деревянной частью сохи — рассохой. Длина его 15,5 см, ширина спинки 7 см ( XX, 1).

Очевидно, этот сошник занимает промежуточное положение между упомянутым более ранним орудием, найденным на берегу Ладожкн, н более поздними древнерусскими (Миролюбов М. А., 1972, с. 121).

Сошник того же типа, но более длинный, найден в слое Д Старой Ладоги (X в.). Подобные землеобра- батывающие орудия были в употреблении на широкой территории северной части Восточной Европы. Они встречены и в древнерусских курганах (Ува- ров А. С., 1871, с. 115), и среди древностей прибалтийских и поволжско-камских племен.

Аналогичные сошники предназначались для пахотных орудий, используемых для обработки вновь осваиваемых участков, освобожденных из-под леса подсечно-огневой системой, или залежных земель. Такой сохой предварительно взрыхляли верхний слой земли, а потом для полной обработки поля проходили сохой по нескольку раз.

Тягловой силой для работы пашенными орудиями как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О широком использовании лошади для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. На основании косвенных данных (па поселениях костные остатки лошадей в числе пищевых отбросов встречаются в очень небольшом количестве, свидетельствуя о том, что мясо лошади использовалось для питания в сравнительно редких случаях) можно утверждать, что при обработке пахотных участков и во второй половине I тысячелетия н. э. применялась лошадь.

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы в этот период заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками (Третьяков П. Н., 1932).

Однако раскопки последних десятилетий показывают, что роль подсечного земледелия у славян лесной полосы Восточной Европы преувеличена. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей, для освоения новых участков земли под пашню. Господствовала же переложная система земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободпые от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом, очевидно, возникла система севооборота — двухполье или трехполье. Скорее всего и в лесной полосе в последних веках I тысячелетия н. э. на старопахотных землях выработалась такая же система севооборота.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Они применялись также для очистки пашенных орудий от налипшей земли. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Поднепровья, в Побужье и Днестровско-Ду- найском междуречье. В X в. распространяются железные мотыги, служившие для обработки как пахотных полей, так и участков, предназначенных для огородных культур.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Некоторые из топоров специально предназначались для рубки леса. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров на памятниках восточнославянских племен немногочисленны, но повсеместны.

Урожай с полей снимали при помощи серпов так же, как это делали еще в недавнее время ( LXII). В середине и второй половине I тысячелетия н. э. скадывается форма серпа, близкая к современной,— клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку. Нос серпа слегка загибается внутрь — конструктивная особенность, с помощью которой растения формируются в пучки, а лишние отбрасываются в сторону. Современные серпы Восточной Европы восходят главным образом к описанным раннесредневековым орудиям (Ми- насян Р. С., 1978а, с. 82—84), которые ведут свое происхождение от аналогичных римских и провин- циальноримских. В середине I тысячелетия н. э. такие серпы получают широкое распространение у славянского населения, представленного пражско-кор- чакскими и пражско-пеньковскими древностями. В VIII—IX вв. серпы этого типа появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В более раннее время здесь бытовали слабоизошутые серпы с клиновидным клинком, непосредственно переходящим в черенок, и серповидные ножи, восходящие к раннему железному веку.

Читать также:  Можно ли клубнику выращивать в домашних условиях

На славянских памятниках второй половины I тысячелетия н. э. изредка встречаются косы-горбуши ( LXII). Для уборки урожая они, по-видимому, использовались в исключительных случаях, в основном ими косили траву на сено.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах — специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывавшиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. Кроме того, были распространены крупные глиняные сосуды-зерновики. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород — известняка, песчаника, кварцита и т. п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние, более массивные, имели вогнутую рабочую поверхность, нижние — выпуклую. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты 1, Внльховец, Городок, Зеленый Гай, Кавегчина, Лоиатна, Jiyr 1, Малинов- цы, остров Мытковскин, Пезвнско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Исследователь восточноевропейских жерновов 1 тысячелетня н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI — VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова распространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно иа Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. не только в южных, но и в северных районах восточнославянской территории. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысокими бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках селища Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сковорода, установленная на поде.

Древние авторы оставили скудные сведения о земледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и нросо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Персидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосельцев А. П., 1965, с. 390).

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. И., 1958а, с. 211, 212).

Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия п. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).

Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу пх составляют зерна ншеии- цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (.Кирьянов А. В., 1959, с. 321-324).

Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие.
Древние славяне. Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие.
В VI в. их сменили авары1 которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен.

иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось.
славянземледельцев в торговле с возрожденным Причерноморьем.

Восточные славяне в древности

Содержание

  1. Племена восточных славян
  2. Основные занятия восточных славян
  3. Общественный строй восточных славян
  4. Система верований восточных славян
  5. Что мы узнали?
  6. Оценка доклада
  • Тест по теме

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Между Днепром и верховьями Немана

В истоках Вислы, на юге от древлян

Между Вислой и Днестром

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Между Днестром и Прутом

Между Днестром и Южным Бугом

Местность, которая прилегает к Десне

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Рис. 1. Карта расселения славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Общественный строй восточных славян

Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

Рис. 2. Народное вече.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Читать также:  Что выращивать в ленинградской области на огороде

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

Занятия восточных славян (таблицы + схемы)

Удобная навигация по статье:

Основные занятия восточных славян

Земледелие у восточных славян

В качестве основного занятия восточных славян историки выделяют земледелие. В лесостепи ими использовался перелог, а в лесной зоне чаще всего преобладало подсечно-огневой способ. Несмотря на высокие трудозатраты, наличие степных и лесных пространств, а также, относительно невысокая плотность населения определяло экономическую выгодность таких способов культивации почвы.

К примеру, подсечно-огневое земледелие представляло собой целый комплекс работ, которые были рассчитаны не на месяцы, а на многие годы. Подготавливая будущее поле, восточные славяне выбирали лесные участки поросшие ольхой, елью или берёзами, намеренно обходя стороной сосновые леса, ведь этот вид деревьев произрастает на песчаных почвах.

На начальном этапе на выбранном месте подрубались и ошкуривались деревья, после чего растения оставлялись сохнуть на корню. В середине осени из поваленного леса выбирался материал для строения построек и заготовки дров, после чего его вывозили с первым снегом. Ранней весной хворост и оставшийся лес сжигали, производя засев прямо в остывшую золу, представляющую из себя отличное удобрение. В первые годы на новых полях сеяли корневые (например, репу), а уже после – злаковые культуры.

Стоит отметить, что поле, введённое таким образом в хозяйственный оборот давало высокий урожай до семи лет, после чего ещё десять – двенадцать лет данные участки могли использоваться в качестве пастбищ. Когда племена переносили свои угодья в более благоприятные районы, то спустя пять – шесть десятков лет на этих полях восстанавливался лес, который снова был пригоден для подсеки.

Применяя систему перелога, на выбранных участках полностью выжигалась трава, после чего почва рыхлилась и засевалась. Примерно спустя два – пять лет территория становилась непригодной для дальнейшего выращивания и восточные славяне переходили на другие места, возвращаясь на истощённую землю после восстановления плодородия, основным признаком которого являлось появление на этой земле дёрна.

В лесостепных южных областях, где плодородный слой был значительно толще, чем в лесных, уже в седьмом веке люди стали использовать пашенное земледелие. При этом, почва не просто рыхлилась на поверхности, но вспахивалась при помощи рала и плуга. Главными зерновыми культурами, которые в этот период выращивали славяне считались просо, пшеница и ячмень. Вместе с широкой популярностью этого типа земледелия значительно увеличились посевы овса и ржи, которые собирали при помощи серпов. Очищенное от шелухи зерно размалывалось в ручных жерновах и каменных зернотёрках.

При необходимости соблюдений поста с христианизацией населения, восточные славяне стали выращивать и другие огородные культуры (лук, морковку, капусту и пр.). При этом, полевой сельскохозяйственной культурой оставалась репа.

Скотоводство у восточных славян

Ещё одним важным занятием славян, от которого зависело не только благополучие, но и жизнь, являлось скотоводство. Разведение овец, а также свиней, коров и овец обеспечивало восточных славян необходимыми молочными и мясными продуктами, а также позволяло использовать животных как помощников для тяжёлой работы (подготовка участков земли под засев, выращивание и обработка урожая и пр.). Самым не выгодным типом скотоводства считалось козоводство.

Бортничество и охота

Вместе с земледелием восточными славянами активно использовались другие богатства окружающей природы. У них было распространён рыбный промысел, а также бортничество (поиск и сбор дикого мёда) и охота на пушного зверя. Хотя эти промыслы и требовали отдельного времени, которое нужно было выделить из основного, но они могли обеспечить людей такими популярными продуктами как мех, воск и мёд, являющимися в то время основными продуктами внешней торговли и предметами на обмен.

Особенности развития ремесел у восточных славян

У восточных славян были хорошо развиты ремёсла и самым важным из них считалось кузнечное дело, ведь именно кузнец мог обеспечить людей лемехами для плугов, наконечниками для сохи, которые были неотъемлемой частью каждого земледельца. Не менее востребованными были тогда топоры, мотыги, серпы и, конечно же, оружие. Кроме кузнечного дела, в почёте было ткачество, деревообработка, костерезное и камнерезное дело, а также гончарное мастерство.

С течением времени развивалась торговля, что стимулировало географическое положение места проживания восточных славян, через земли которых проходило два самых важных торговых пути. Таким образом, в качестве основных торговых маршрутов использовались водные Волго-Балтийский путь и путь “из варяг в греки”. Кроме того, исследователи и историки не сомневаются в наличии массы менее значительных путей, входивших в огромную сеть торговой инфраструктуры.

Как видим, занятия восточных славян были характерны для того исторического периода и мало чем отличались от других ветвей славянского этноса.

Таблица: земледелие, скотоводство, бортничество, промысла и ремесла

Занятия восточнославянских племен

Таблица: развитие торговли у восточнославянских племен

Торговля у восточнославянских племен

Видео-лекция: Занятия восточных славян

Что выращивали древние земледельцы?

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук. Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб. Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли и скот. Изначально свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян? Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия. Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

Читать также:  Можно ли выращивать лимонник китайский в квартире

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы. На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу. На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

Фото с сайта kpfu.ru

Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  • Коса. Коса — это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  • Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по — другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  • Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  • Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  • Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  • Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  • Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  • Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая — молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  • Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.
  • Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

    Славянские земледельческие обряды.

    Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  • Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  • Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  • Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  • Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  • Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  • Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  • Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.
  • В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

    Источники:

    http://www.bibliotekar.ru/3-1-80-vostochnye-slavyane/63.htm

    http://obrazovaka.ru/istoriya/vostochnye-slavyane-v-drevnosti-kratko.html

    Занятия восточных славян (таблицы + схемы)

    Что выращивали древние земледельцы?

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector